Вы здесь

Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса

Автор: 
Меньшиков Александр Михайлович
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2004
Артикул:
173089
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

1
Содержание.
Введение.......................................................2-19
Глава I
Исторический опыт и художественная концепция современного фестивального движения
1.1. Историко-культурные предпосылки фестиваля................20-47
1.2. Фестивализация как явление современного театрального процесса......................................................48-77
Глава II
Театральный фестивальный проект в контексте событийного маркетинга
ILL Методические основы формирования театрального маркетинга и анализ процессов сегментации зрительской аудитории........................................78-105
11.2. Восприятие бренда и критерии его оценки...............106-120
11.3. Стратегия CRM в организации театрального фестивального проекта.......................................121-145
Заключение..................................................146-150
Библиография................................................151-159
Приложение..................................................160-253
Введение
Наше государство, огромное по территории и обладающее гигантскими человеческими ресурсами, всегда было многоликой палитрой культурной жизни. В условиях социальных напряжений, коренного пе-реиначивания общественных экономических отношений последних лет, политических разногласий субъектов территорий, разобщенности центра и регионов чрезвычайно важная роль в сохранении единого культурного пространства России принадлежит фестивалю как универсальному коммуникационному каналу, способному устанавливать, поддерживать и стимулировать реальные общественные и художественно-творческие связи. Фестиваль дает возможность по-особому взглянуть на содержание собственно театрального процесса. Под таким углом зрения уже известные факты и исследования приобретают новый оттенок и воспринимаются как часть общего театрального процесса, характерная особенность которого состоит в тесной взаимосвязи экономических, социальных, демографических и творческих проблем.
Эскалация информационного обмена, прямое общение театральных руководителей, обсуждение уникальных know-how, возможность прямых контактов, переговоров, заключение соглашений, обсуждение проектов, составляют важнейшую часть динамичной жизни современного театрального фестиваля.
Фестивальные спектакли позволяют увидеть контуры реальных перемен, которые произошли в нас самих и вокруг нас, в зеркале одного из самых общественно значимых искусств - театре. Из мозаики отдельных сценических или околосценических явлений, отражающих сегодняшнюю жизнь российского театра со всеми ее взлетами, падениями, противоречиями, складывается полная картина современного фестивального процесса.
23
Обрядово-культовые действия представляют своего рода подражание поступкам героев мифа, по сценарию которого разыгрывались священные ритуалы.
Такой же «подражательный» характер действиям богов и культовых героев можно усмотреть во многих праздничных религиозных церемониях более позднего периода: в культурах Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Так во время Элевсинских мистерий в Древней Греции разыгрывался миф о похищении Псрссфоны и страданиях Деметры, в Древнем Египте во время праздников Осириса - миф об убийстве Осириса его братом Сетом и скитаниях Исиды в поисках тела мужа. Воспроизводство мифических или реальных событий прошлого во время праздника имело сакральный смысл, было средством сохранения и передачи информации о «священной истории» воспитания нового поколения, передачи ему традиционной системы ценностей. Ритуальные песнопения, танцы, восхваляющие богов гимны, песни, спортивные состязания, бои, игры, зрелища, «увеселения» играли роль дара, который люди преподносили богам, надеясь взамен получить ответный дар - милость богов. Вот как, например, описывает происхождение такого рода особого действа в Древнем Риме Тит Ливий в своей «Истории Рима от основания города»: «И в этот, и в следующий (364 г. до н.э.) год ... мор не прекращался... но поскольку ни человеческое разумение, ни божественное вспоможение не смягчали беспощадного мора, то суеверие возобладало в душах и тогда-то, как говорят, в поисках способов умилостивить гнев небес были учреждены сценические игры - дело для воинского народа небывалое, ибо до тех под единственным зрелищем были бега в цирке» (54, 324).
В японской культуре возникновение священных плясок и песнопений, а также театра Но, связывается с эпизодом из истории богини Аматэрасу (богини Солнца). Аматэрасу, разгневавшись, спряталась в не-
24
бесную пещеру, и в мире наступила темнота. Тогда боги, чтобы выманить Аматэрасу, послали Мятежную деву Неба, которая начала танцевать и петь на перевернутой бочке перед входом в пещеру. С тех пор музыкальные, танцевальные и театральные представления считаются способом «воздействия» на богов.
Так, широко известные олимпийские игры Древней Греции, как часть общеэллинских спортивных состязаний, сопровождавшихся пением, танцами, были и музыкальными, театральными праздниками и религиозными обрядами, прославляющими Зевса. На них выступали ученые, поэты, писатели, ораторы, музыканты, демонстрируя свой талант тысячам зрителей.
Именно в культуре Древнего мира, оказавшей особое влияние на всю мировую культуру, сформировался ряд праздников, которые можно рассматривать как непосредственные предтечи современных фестивалей. К ним можно отнести, например, Пифийские игры, самые значительные после Олимпийских, которые с VI в до н.э. устраивались летом на Крисссйской равнине недалеко от Дельф. Они посвящались Аполлону и первоначально представляли собой музыкальные соревнования. К этому же ряду феноменов древнегреческой культуры могут быть отнесены Истмийские игры, посвященные Посейдону, проводившиеся с 582 года до н.э. и Немейские игры в честь Зевса (VI в. до н.э.).
Из всех древнегреческих праздников Великие Дионисии можно рассматривать как прообраз театральных фестивалей, а Великие Пана-финеи - как истоки фестивалей музыкального, эстрадного, танцевального искусства.
В честь Диониса, бога виноградарства и виноделия, отмечались культовые празднества, сельские Дионисии и городские или Великие Дионисии, с которыми связано становление драматического искусства.