Вы здесь

Концепция устойчивой архитектуры в высшем профессиональном образовании

Автор: 
Ченчик Елена Михайловна
Тип работы: 
Дис. канд. архитектуры
Год: 
2005
Артикул:
184357
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4
ГЛАВА 1. УСТОЙЧИВАЯ АРХИТЕКТУРА И ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.............................................. 12
1.1. Концепция устойчивой архитектуры как часть системы устойчивого развития общества......................................... 12
1.2. Вопросы устойчивости в современной архитектурной практике.26
1.3. Роль высшего образования во внедрении идей устойчивости...34
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОПЫТА США..................42
2.1. Особенности системы высшего профессионального
образования в США..........................................42
2.2. Требования архитектурного аккредитационного комитета США в отношении преподавания устойчивой архитектуры..............47
2.3. Особенности учебных программ университетов США............52
2.4. Система учебных курсов, связанных с преподаванием устойчивой архитектуры и экологического проектирования............... 56
2.5. Материальное и методическое обеспечение преподавания устойчивой архитектуры............................................... 60
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ
БАЗА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В
РОССИЙСКИХ ВУЗАХ.............................................. 66
3.1. Особенности обучения студентов-архитекторов в российской системе высшего профессионального образования..................... 66
3.2. Современный уровень интеграции вопросов экологии в программу обучения архитекторов..................................... 71
3.3. Формы и степень развития междисциплинарного обучения .... 76
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.................................. 79
4.1. Рекомендации по внедрению в рамках существующей системы высшего профессионального образования.......................... 79
4.2. Перспективные направления развития архитектурного образования.................................................... 85
Заключение.......................................................... 91
Список использованной литературы.................................... 96
Приложение 1. Примерный учебный план бакалавра архитектуры
Университета штата Орегон...........................................103
Приложение 2. Примерный учебный план бакалавра архитектуры
Университета штата Техас в г.Остин................................. 104
Приложение 3. Примерный учебный план бакалавра/магистра архитектуры Университета штата Айдахо...............................105
Приложение 4. Список ресурсов по устойчивой архитектуре,
разработанный Обществом преподавателей строительных наук (БВБЕ)... 106
Приложение 5. Примерная рабочая программа дисциплины "Архитектура устойчивого развития"................................. 111
рамках данной концепции и разработаны рекомендации по внедрению изучения концепции в российскую систему высшего архитектурного образования.
Результаты работы могут быть использованы при составлении учебных планов, а так же при разработке новых ГОС по направлению "Архитектура", что позволит подготовить выпускников-архитекторов к практической деятельности в современных условиях сложной экологической обстановки. Формулировка понятия концепции устойчивой архитектуры может служить базой для дальнейших исследований в данной области.
На защиту выносятся:
— модель системы учебных курсов, связанных с преподаванием концепции устойчивой архитектуры
— предложения по содержанию и организации процесса преподавания устойчивой архитектуры в российском вузе, позволяющие привести систему архитектурного образования в России в соответствие с современными требованиями к профессии и мировыми стандартами.
Основные положения диссертации были представлены на ежегодных научно-технических конференциях ЮУрГУ (секция "Архитектура", г.Челябинск, 2003, 2004г.); на XII международной конференции "Принципы формирования региональных архитектурных школ", (г.Пенза, 2003г.); на международной Конференции архитектурных исследований АЯСС-АЕЕА (г.Монреаль, Канада, 2002г.); на летней конференции Общества преподавателей строительных наук 8В8Е (г.Рино, Невада, США, 2002г.) и отражены в 6 статьях в отечественных и зарубежных изданиях.
Основные результаты исследования были внедрены в учебный процесс Южно-Уральского государственного университета. Автором составлена учебная программа лекционно-практического курса "Архитектура устойчивого развития", который введен как обязательный в национально-
региональный компонент нового учебного плана ЮУрГУ по специальности 290100 - "Архитектура", а в настоящее время ведется как предмет по выбору. Под руководством автора ведется дипломное проектирование, с отражением проблематики устойчивой архитектуры ("Реконструкция комплекса главного корпуса ЮУрГУ", дипломник Потапова К.Г.; "Многофункциональный жилой комплекс по ул.Елькина в г.Челябинске", дипломник Гулин К.В. и др.), а сам автор участвует в реальном и конкурсном проектировании, основанном на результатах работы (международный конкурс "Солнечная энергия в архитектуре", г.Сеул, Ю.Корея, проектное предложение квартала малоэтажной застройки в северной части пос.Шершни, и др.). Кроме того, материалы исследования были использованы в работе над госбюджетной темой №1.09.02 "Разработка научных основ архитектурной реконструкции социальных объектов с учетом экологических требований", проводившейся в 2003-04 годах на Архитектурном факультете ЮУрГУ.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, 4-х глав и заключения, изложена на 112 страницах, содержит 15 иллюстраций, библиографический список из 84 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов, а также 5 приложений.
Автор выражает благодарность научному руководителю, консультантам, а также коллегам-преподавателям из российских и американских университетов за оказанную помощь и предоставленные материалы.