2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................... 4
Глава 1. Условия возникновения и развития мемориального зодчества Казахстана....................................................... 13
1.1. Природно-ландшафтные и исторические условия развития мемориального зодчества.......................................... 14
1.2. Религиозно-мифологические представления как основа возникновения мемориального зодчества............................ 42
1.3. Периодизация, основные типологические группы и организация
мемориальных объектов (некрополи и отдельные памятники)............... 46
Выводы по первой главе................................................ 56
Глава 2. Доисламские культово-мемориальные сооружения региона
(конец II тысячелетия до н.э. - I тысячелетие н.э.)................... 59
* 2.1. Древний и раннесредневековый архитектурный субстрат.............. 59
2.2. Истоки и эволюция форм сакских усыпальниц........................ 98
Выводы по второй главе............................................... 109
Глава 3. Средневековое мемориальное зодчество Казахстана
(Х-ХУвв.)............................................................ 113
3.1. Сложение типа средневекового среднеазиатско-казахстанского мавзолея........................................................ 113
3.2. Основные центры средневекового зодчества Казахстана............. 121
3.3. Архитектурные особенности средневековых мемориалов
Казахстана........................................................... 125
Выводы по третьей главе.............................................. 153
155
156
171
179
201
206
206
247
262
278
348
358
370
376
395
396
з
Глава 4. Позднссредневековос мемориальное зодчество Казахстана (XVI - начало XX в.)............................................
4.1. Истоки форм и основные разновидности казахских мавзолеев..,
4.2. Преемственность и самобытные черты в сложении мемориалов
4.3. Особенности формообразования в казахском мемориальном
зодчестве.........................................................
Выводы по четвертой главе.........................................
Глава 5. Структура и содержание процесса формообразования в мемориальном зодчестве Казахстана...............................
5.1. Композиционные особенности памятников древнего, средневекового и позднесредневекового периодов..................
5.2. Пути сложения однокамерных и многокамерных мемориалов ..
5.3. Типы организации пространства мемориалов трех основных периодов .......................................................
5.4. Роль и соотношение внешних факторов и внутренней логики формообразования в сложении мемориалов..........................
5.5. Древо формогенеза (схема формообразования мемориального
зодчества Казахстана)..........................................
Выводы по пятой главе...........................................
Заключение.....................................................
Библиография...................................................
Список сокращений...............................................
Словарь терминов................................................
прямых потомков, возводились уже в конце XVIII первой половине XIX века.
В XIX - начале XX века бурно развивается промышленность, прокладывается Оренбургско-Ташкентская железная дорога, застраиваются города, происходит расцвет просвещения, науки и культуры. В это время оформляется литературный казахский язык (Абай Кунанбаев), строится много медресе, и как результат, появляется казахская интеллигенция. Появляются ученые-энциклопедисты, такие как Шакарим, занимавшийся в библиотеках Стамбула, Парижа, он знал русский язык и переписывался с Львом Толстым. Хорошо известны просветители Ыбрай Алтынсарин, Алихан Буксйханов - член Государственной думы, Ахмет Байтурсынов и т.д. Дополнительным стимулом к изучению казахской культуры были и статистические исследования, сетью которых были охвачены окраины России - множество сведений по истории и культуре казахов оставил, например, один из руководителей этих исследований но Казахстану А.Буксйханов.
1.2. Религиозно-мифологические представления как основа возникновения мемориального зодчества.
Основной движущей силой в создании мемориальных построек является типологически универсальная для всего человечества вера в потустороннее существование умерших /табл. 3/. В зависимости от веры в то, какие взаимоотношения складываются между миром живых и миром мертвых, в разных культурах существовали и различные варианты отправления погребального культа. В традиционных культурах четко очерчивалась прямая зависимость живых и их ритуального поведения от покинувших их предков. Считалось, что покойники, особенно те, память
43
которых не пользуется особым почитанием, обижаются и обязательно будут вредить живым, особенно близким родственникам. Есть мнение, что покойники, попав в мир иной завидуют живым и также очень вредоносны, в связи с чем, их всячески задабривают, извиняются перед ними и оправдываются, уверяя в своей непричастности к тому, что с ними произошло /144, 76, 77 и др./. На этой основе была выработана целая типология отношения к покойным. Так, особо опасными считались, так называемые «заложные покойники»/119, 401/, то есть умершие не своей смертью, а также те, тела которых не удалось похоронить (утопленники, погибшие или умершие на чужбине).
В целом же, в истоках погребального культа лежит двойственное чувство - почитание покойных и страх перед ними, в связи с этим, мемориальное сооружение несет как символически возвеличивающие, так и ограждающие элементы, «...сущность всякой подлинной - бессознательной и внутренне необходимой - символики проступает из знания смерти, в котором раскрывается тайна пространства. Всякая символика означает защиту. Она есть выражение глубокой пугливости в старом двояком смысле слова: язык ее форм говорит одновременно о враждебности и благоговении» /310, 328 -329/.
Культ предков был характерной формой верований и для насельников территории Казахстана. Этот архаичный культ, идущий из глубин истории пронизывал все миропонимание кочевников. Конечно, со временем он трансформировался, а под воздействием мировых религий особенно ислама отступал на второй план или смешивался с ним (на территории Казахстана был распространен культ святых, не характерный для ортодоксального ислама).
В то же время формы проявления культа мертвых, особенно для раннего периода, связанного с индоарийскими племенами весьма архаичны.
- Киев+380960830922