Вы здесь

Наркотизм в студенческой среде как социальная проблема российского общества : на примере г. Казани

Автор: 
Бемова Светлана Олеговна
Тип работы: 
на примере г. Казани
Год: 
2007
Количество страниц: 
178
Артикул:
191976
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
наркотизма как социальной проблемы................................14
Раздел 2. Информированность о наркотиках как один из основных
показателей наркотизма в студенческой среде.......................53
Раздел 3. Пути преодоления наркотизма в студенческой
среде.............................................................92
Заключение...................................................133
Список литературы............................................138
Приложение
152
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последствия социальных, экономических и политических изменений, произошедших в начале 90-х гг. XX в., достаточно многообразны и затронули практически все системы и структуры российского общества, привели к обострению и возникновению большого количества социальных проблем. На фоне сложной экономической ситуации в стране, дезорганизации общественной жизни, увеличения ценностно-духовного вакуума и ослабления социального контроля произошло массовое распространение наркотизма.
Повышение значимости наркотизма как социальной проблемы обусловлено, во-первых, ростом потребления частью населения наркотических средств, влекущим медицинские и социальные последствия. Во-вторых, данная проблема затрагивает, по преимуществу молодое поколение, которое представляет собой будущее любого общества. Весомую роль играет также возрастание пограничных с наркотизмом преступлений.
Несмотря на создание различных структур и ведомств, разработку и реализацию на федеральном и региональном уровнях комплексных целевых программ противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту, состояние существующей наркоситуации в стране свидетельствует о малоэффективное™ принимаемых мер.
На фоне отсутствия единой модели борьбы и профилактики деятельность отдельных учреждений и организаций, в первую очередь воспитательно-образовательного направления, также оставляет желать лучшего, и высшая школа не является в этом плане исключением. Антинаркотическая деятельность высших учебных заведений носит фрагментарный характер и не подкреплена должной концептуальной основой. Большинство профилактических мер в своей основе имеют
16
на человеческий организм; биохимических изменений организма в процессе приема наркотиков; влияния наркотиков на организм людей различного возраста, особенно на подростков и детей. Несмотря на широкое распространение медицинского подхода к борьбе с наркоманией и наркотизмом, он имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, вследствие того, что деятельность наркологических кабинетов осуществляется на анонимной основе, который является основополагающим принципом их работы, достаточно большой объем медицинской информации является закрытой и не может использоваться другими службами. Во-вторых, он не исключает рецидива наркологического заболевания у своих пациентов, что не решает социальные проблемы наркотизма. Иными словами, нарколог снимает только абстинентный синдром, помогает пациенту принять решение избавиться от наркозависимости. Однако выход за пределы наркологического кабинета возвращает пациента в те же социальные условия, которые когда-то спровоцировали его на употребление наркотических средств.
Юридические аспекты наркотизма рассматриваются с позиции процесса наркотизации как результата деятельности хорошо организованной теневой системы производства, транспортировки и сбыта наркотических средств и с позиции наркотизации как причины разнообразных преступлений, целью которых является получение средств для приобретения очередной дозы.
Несмотря на то, что антинаркотическая борьба со стороны правоохранительных органов ведется систематически, она больше сосредоточена на искоренении последствий данной социальной проблемы. К ним можно отнести борьбу с незаконным обращением наркотических средств, с преступлениями, связанными с необходимостью добывания наркотических средств для личных целей и т.д. Однако вопрос об эффективности данного подхода с точки зрения искоренения наркотизма остается открытым.
17
Рассмотрение психологических аспектов наркозависимости опирается на признании в жизни человека большой роли иллюзий, мечтаний, выступающих в форме внешнего проектирования собственной жизнедеятельности. Анализу подвергается процесс подмены реального мира иллюзорным, который воздействует на формирование личности, изучаются последствия данных изменений в психике человека, переориентация системы установок личности на реальный мир и собственную деятельность в нем.
Например, в исследованиях данного направления констатируется, что каждый человек обладает собственной «иллюзорной» составляющей. В результате употребления опьяняющих средств эта составляющая активизируется. Если человек принимает наркотики регулярно, то ситуация постепенно изменяется, проходя в процессе этих изменений три основных стадии: 1)Наркоиллюзии по своему значению начинают преобладать над естественными иллюзиями человека. Несмотря на то, что на первой стадии заболевания окружающий мир все еще воспринимается адекватно, всё больше начинает проявляться психологическая зависимость от наркотиков, вызывающая радостное предвкушение наркотического опьянения. 2.Наркоиллюзия на этой стадии развития превращается в самостоятельную реальность, имеющую устойчиво позитивное значение в жизни человека. В свою очередь, мир ненаркотических иллюзий блекнет и вытесняется «царством мечты». Наркоман начинает вести двойную жизнь, приходит осознание данной двойственности и отсутствия сил ее изменить. З.Мир наркоиллюзий становится основой жизнедеятельности человека. Периодический возврат в реальность воспринимается болезненно вследствие физических страданий наркотической ломки1.
'См.: Шакуров Р.Х. Гарифуллин P.P. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся / Р.Х. Шакуров, Р.Р.Гарифуллин. - Казань: РИЦ «Школа», 2002.- С. 61-65.