Вы здесь

Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества

Автор: 
Ефимова Евгения Владимировна
Тип работы: 
дис. канд. социол. наук
Год: 
2007
Артикул:
192021
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .. ... .. . 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ . ... 15
1 1 Концепции воздейивия средств массовой коммуникации на индивида . . 15
1 2. Теоретический анализ политических ориентаций студенческой молодежи. ... . 59
ГЛАВА И СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕД И АП РОС! РАНСТВА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (на материале г Казань) ..87
2 1. Политические ориентации казанских студентов в контексте взаимодействия со средствами массовой коммуникации . 87
2 2 Методы воздействия информационно-аналитических масс-медиа на студенческую молодежь 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. .154
БИБЛИОГРАФИЯ . ..160
ПРИЛОЖЕНИЯ . 178
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Средства массовой коммуникации являются эффективным и не гр> мет ом воздействия на поведение и общественное мнение индивидов, мотивируя и направляя их на достижение тех или иных целей Развитие информационного общества исключает возможность полноценного существования индивида без потребления и использования масс-медиа Становление личности молодого человека происходит под влиянием множества факторов, но все большее место в процессе социализации занимают именно средства массовой коммуникации, зачастую опережая такие базовые агенты как институт семьи, образования
Социальная группа студенчества одной из первых улавливает и воспринимает изменения в медиа- и социопространстве современного общества Численность студентов в российском обществе только в государственных вузах соствила в 2005 ищу 5,946 млн человек1
Современные исследователи интерес) ются средствами массовой коммуникации и, прежде всего, телевидением скорее в плане краткосрочного воздействия на аудиторию во время выборов, политических событий, акций и тд Долгосрочное же его влияние на политические ориентации и политическую культуру молодежи, как правило, вызывает гораздо меньший научный интерес Поэтому в отечественной социологии существует определенный дефицит рабо!, в коюрых научно обоснованно рассматривалось бы влияние средств массовой коммуникации и предлагались изученные механизмы воздействия масс-медиа на политические интересы и ориешещии с I уде НТО в
Существует необходимое!в в анализе недостаточно изученного направления в социологи, такого, как специфика воздействия средств
1 Социально-экономическое поюасши России Фслерппня С1\жбл государственной статистики - М, 2005 -С266
18
выживания и успешной дальнейшей жншечеягелышсти, с точки зрения самого индивида
Аудитория масс-медиа пречилвтяегся бепащишой и пассивной, а сама массовая коммуникация - одностроннеи и прямой Происходит непосредственное влияние на иичивидов, их поведение, впечатления, эмоции и знания Ученые не принимаю! во внимание воздействие предметной человеческой деятельности межличностных коммуникаций и всей социальной среды существования
К научным работам ною напа оi нося ich «Общественное мнение» УЛиппмана, «Методы пропаганды в мировой войне» ГЛассуэла и книга «Союзническая пропаганда и крах I срманскои империи в 1918 году» Г Бранца1
Работа УЛиппмана «Общее г венное мнение» счшается классической в современной истории научною т\чения массовой коммуникации Основываясь на coociвенном журнлчисчском опыгс пропагандиста в Первой мировой войне, У Липпман уде ni i особое внимание роди подбора новостей в информационных выпусках для формирования представления аудитории об их важности2 По мнению УЛпппмана ипчивнч не в состоянии отслеживать влияние СМК Масс-медиа покашвакн ему мир который в реальности он не может ни видеть, ни слышать, ни осязать С помощью средств массовой коммуникации формируется ин швидуальное представление личности об этом мире Доля собсIвенных паб нодепии мира аудиторией весьма небольшая, если сопоставлял, ее с факыми, полученными из СМК Одно только это искажаем индивид}а п.ную клртинх мира аудитории «Реальное окружение настолько обширно сложно и ишепчиво, что его невозможно охватить непосредственно Человек недоспи очно вооружен, чтобы воспринимать такую точное и», ыкое рлшообрлше, такие превращения и
1 Lippnunn W Public opiiiinii - NY I ‘JOS I issudl 11Г) Prop ip ind i Technique 111 the World War - NY, 1927,BranizGG Allied Prop.ig.uul i ind llie СоЩрч^о! ihe Си rut in F inpirc in 1918 - Stanford, 1918
2 Bpanairr Дк.Томпсон С Ochorii notuncrmi i ( МИ \1 2IN)4-Г