ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования качества жизни в условиях социально-экономической дифференциации общества.......................................................... 15
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию социального неравенства............................................................ 15
1.2 Становление и развитие концепции качества жизни............. 37
1.3 Содержание и структура категории «качество жизни»........... 49
ГЛАВА 2. Системы показателей качества жизни населения: методологический аспект................................................ 61
2.1 Методологические вопросы разработки социальных показателей качества жизни......................................................... 61
2.2 Концептуальная модель качества жизни населения как основа разработки показателей................................................. 68
2.3 Система показателей качества жизни стратификационных групп.. 76
ГЛАВА 3. Качество жизни горожан в условиях трансформации общественных отношений................................................. 92
3.1 Социальные различия в потенциале городского населения 99
3.2 Проявления социальных различий в уровне жизни населения 118
3.3 Проявления социальных различий в образе и стиле жизни 129
I ородского населения................................................
3.4 Особенности проявления социально-экономического неравенства в социальном самочувствии горожан......................... 135
Заключение....................................................... 147
Библиография.................................................... 153
Приложения...................................................... 168
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения последствий трансформационных процессов, происходящих в стране. Изменение отношений собственности сопровождалось противоречивыми процессами. С одной стороны, произошли качественные позитивные изменения в экономической и социальной сфере. Расширились возможности реализации творческой инициативы и предприимчивости личности, сформировались новые «рыночные» ценности: частная собственность, свобода экономического поведения, получение престижного образования и профессии, ориентация на интенсивную трудовую деятельность. Улучшилось материальное положение некоторой части населения страны. С другой стороны, происходят углубление социальной дифференциации, обнищание большей части населения, растет социальная напряженность в обществе. В результате негативных процессов трансформации общества снижаются качество жизни населения, человеческий потенциал страны, возникают трудности для экономического роста и формирования фажданского общества.
Сложившаяся ситуация актуализирует вопросы разрешения социальных противоречий, снижения контрастов качества жизни людей, требует консолидации сил для активизации повышения эффективности начатых преобразований, укрепления социальной стабильности и общественного порядка.
Решение данных задач не представляется возможным без учета глубокого социального расслоения, без дифференцированного подхода к качеству жизни населения. Для этого необходимо научное объяснение и поиск обоснованных критериев и показателей, отражающих различия в качестве жизни социальных фупп общества.
3
обстоя!ельство требует выделения трех уровней качества жизни. Первый уровень - глобальный, охватывает население всего мира или определенной страны и региона. Второй уровень - мезоуровень - охватывает качество жизни определенных социальных групп. Третий уровень - микроуровень -охватывает качество жизни индивида. Попытка анализа качества жизни на уровне социальных групп и является одной из задач предпринимаемого исследования. Разработка данного подхода осуществляется в рамках анализа подсистемы общества, в которую входит городское население.
Необходимость анализа социальных различий в качестве жизни ставит перед нами задачу исследования основных теоретических понятий и концепций социального неравенства общества. Для решения данной задачи нам необходимо проанализировать основные направления становления и развития теорий социального неравенства. Таким образом, цель данного раздела диссертации заключается в выявлении особенностей социально-экономической дифференциации общества, поиск наиболее оптимальной методологии для раскрытия проблемы исследования.
Экспликация основных понятий. Научное исследование начинается с формулировки важнейших терминов. Основными определениями диссертационного исследования являются «социальные различия» и «качество жизни». Понятие «качество жизни» мы рассмотрим во втором параграфе данной главы. Обратимся к анализу термина «различия». В Социологическом энциклопедическом словаре «различия» определяются как «сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других»1.
Различия делятся на две большие группы: 1) природные; 2) социальные. Социальные различия рассматриваются в контексте проблемы социального неравенства. Социальные различия подразделяются на следующие виды:
1) социальные различия примерно равных по рангу социальных позиций;
1 Социологический энциклопедический словарь на русском, ашлийском, немецком, французском и чешском языках М. Издательская группа ИНФРА-М-НОРМЛ, 1998. С 287
16
2) стратификационные различия, определяющие социальную силу акторов, их жизненные шансы и возможности продвижения по социальной иерархии. Под стратификационными различиями в социологической литературе понимаются выраженные, устойчивые в конкретном обществе и в конкретный период времени социальные неравенства между большими группами людей, отражающиеся в их сознании, культуре и действиях, образующие социальные расколы в обществе, на почве которых формируются основные макросоциальные акторы1.
Под «социальным неравенством» в социологической литературе подразумевается неодинаковый доступ социальных групп людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Социальное неравенство может быть выражено в терминах классовой, гендерной, расовой, возрастной, этнической стратификации. Критериями социально-классовой структуры общества являются социальный слой, класс и страга2. Обратимся к анализу данных понятий.
Понятие «класс» первоначально обозначало политическое деление общества. Позднее данное понятие приобрело экономический характер. На сегодняшний день можно выделить узкое и широкое определение класса. В широком значении, это большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующихся специфическим способом получения дохода. Широкое понимание класса получило распространение в советском обществознание. В более узком значении «класс» отождествляется с понятием «социальная страта» и обозначает любую социальную группу, отличающуюся от других групп
J Куценко О Общество неравных [Электронный ресурс] : Monoip / О. Куценко ; Центр социол образования - Режим доступа // http //socnet narod ru/library/authors/llyin
2 Понятие «социально-классовая структура» в нашем понимании уже, чем понятие «социальная структура» Социальная струюура общества кроме социально-классовой структур!,I включает социально-демо1рафическую, социально-^рриюриальную, профессионально-квалификационную и социально-лническую струк1уры Об зтом подробнее см Крапивенский С Э Социальная философия . учеб. для С1уденюв вуюв М, 1998 С 114
17
- Киев+380960830922