2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального становления молодого инвалида....................................15
1.1 Модели инвалидности: ограниченные возможности и организация помощи...........................................................15
1.2 Особенности социализации и профессионального становления молодого инвалида................................................42
1.3 Профессионально-трудовая абилитация молодежи с ограниченными возможностями здоровья...........................................70
Глава 2. Специфика профессионального становления молодежи с
ограниченными возможностями здоровья............................85
2.1 Особенности практической реализации профессионального
становления молодых инвалидов...................................85
2.2 Достижения и проблемы профессионального развития молодежи с инвалидностью..................................................100
Заключение.....................................................123
Список использованных источников и литературы..................127
Приложения.....................................................141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Проблемы социализации инвалидов через профессиональное становление в условиях современной России относятся к числу актуальных. Это объясняется следующими обстоятельствами. Численность людей с психическими, физическими и интеллектуальными отклонениями среди населения страны возрастает. Кризисное состояние экологии, рост травматизма, ухудшение здоровья населения, особенно женщин фертильного возраста, уменьшение медико-социальных возможностей российского общества позволяют предположить, что тенденция к увеличению числа инвалидов, в частности детей и молодежи, сохранится и в ближайшие годы.
Актуальность проблем инвалидов также определяется наметившимся во всем мире мощным процессом гуманизации общественных отношений. Создание оптимальных условий для успешной социальной интеграции инвалидов относится к числу важнейших социальных задач во всех развитых странах. Оно зависит от функционирования и взаимодействия системы воспитания, обучения, здравоохранения, реабилитации, абилигации.
Особенно важен потенциал молодых инвалидов в современном обществе, где происходит стабильное сокращение трудоспособного населения, а число инвалидов растет.
Включение в экономическую и социальную жизнь общества для молодого инвалида жизненно необходимо. Одной из важнейших форм вхождения его в социум является трудовая деятельность.
Это определяется рядом факторов: во-первых, большинство молодых инвалидов и их семей нуждаются в доходе, который они могли бы получать за полноценную работу. Исследования, проведенные во многих странах, указывают на тесную взаимосвязь фактора инвалидности и нищеты. Наличие в семье инвалида требует повышения расходов на транспорт, постоянное обеспечение медикаментами, специальное оборудование и т.д.
14
- на методическом объединении в Областном центре социальной помощи семье и детям «Программа ОКНО В МИР, как эффективная социальная технология работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов» (г. Самара);
- на «круглых столах» (Тольятти, 2005 г.): «Актуальные вопросы эффективного взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов», «Взаимодействие различных структур в решении проблем социально-средовой адаптации и жизнеобеспечения подростков и молодых инвалидов».
Основные положения диссертации, результаты проведенного автором социологического исследования представлены на Тольяттинском городском конкурсе «Социальный работник года - 2005», победителем которого является автор диссертации.
Гипотезы, выдвинутые в диссертационном исследовании, нашли подтверждение в практической работе автора по профессиональному становлению молодых инвалидов в МУ «Тольяттинском городском центре социальной помощи семье и детям» с 2001 по 2006 гг.
Структура диссертации
Диссертации состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
15
Глава 1, Теоретико-методологические основы проблемы
профессионального становления молодого инвалида.
1.1 Модели инвалидности: ограниченные возможности и
организация помощи.
Современное экономическое, политическое и социально-педагогическое состояние российского общества обусловило нестабильное положение значительной части населения страны. Увеличиваются категории людей, которые не в состоянии самостоятельно справиться с трудностями и кризисными ситуациями. К этим категориям можно отнести инвалидов, детей-сирот, матерей-одиночек, пожилых, беженцев, бездомных и др.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Инвалидность представляет собой социальное явление, избежать которого не может ни одно общество.
В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 г. - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Увеличивается и число детей-иивалидов. Их численность возросла с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году.10
Прежде чем перейти к изучению проблем инвалидности, положения этой категории в обществе, социальной политики в отношении инвалидов, рассмотрим существующие модели инвалидности: моральную,
медицинскую, реабилитационную, социальную.
Моральная модель инвалидности - исторически самая древняя и мало использующаяся в наши дни, определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи. Так, английское слово «больной»
10 Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», - с. 2
- Киев+380960830922