Оглавление.
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основании исследования жизненных стратегии
личности............................................................1 1
1.1.Жизненные стратегии: сущность и
структура............................................................11
1.2.Мсханизм формирования жизненных стратегий
личности............................................................;31
Глава 2. Основные .модели жизненных стратегий современного студенчества.........................................................56
2.1.Студенчество как социально-демографическая
группа...............................................................57
2.2. Ценностные ориентации как основание конструирования жизненных стратегии............................................................81
2.3.Модели жизненных стратегий современного студенчества в сфере образования.........................................................107
Заключение..........................................................140
Библиография........................................................145
Приложение
158
Введение.
Актуальность исследования. Исследование жизненных стратегий приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформации в различных сферах общественной жизни влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют их ценности, нормы, культуру.
Проблема изучения жизненных стратегий современного студенчества обусловлена рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе типов (моделей) социально-экономического поведения современного студенчества и соответствующих им жизненных стратегий.
Во-вторых, противоречиями и трудностями формирования адекватных жизненных стратегий в зависимости от социально-экономического положения современного студенчества.
В-третьих, отсутствием чётко обоснованных подходов к выявлению (идентификации) и построению студенчеством жизненных стратегий.
В-четвёртых, неготовностью государственных служб на всех уровнях (от федерального до муниципального), занимающихся проблемами молодёжной политики, использовать собственные знания и опыт в оказании практической помощи студенческой молодежи по разработке технологий формирования их жизненных стратегий.
Объективным фактором, обуславливающим процесс реализации жизненных стратегий индивида, является переход общества от одной социальной системы к другой, существенным образом влияющий на жизненные планы, предпочтения студенчества и являющийся основанием для рефлексии. Кроме этого, реализация жизненных стратегий индивида сегодня во многом детерминирована субъективными факторами: использованием собственной ресурсной и аскриптивной базы.
Мера влияния объективных детерминант на жизнь конкретного человека неравномерна. С одной стороны, в разной степени на реализацию жизненных
3
работы В.И. Чупрова, посвящённые молодёжным проблемам современного общества. Они исследовали социальный механизм передачи культурного наследия и определяющую роль усвоения молодёжью социокультурных моделей.
Проблемы студенческой молодёжи в той или иной мере нашли отражение и во многих теоретических исследованиях по проблемам общества и личности. Это, прежде всего, коллективные труды «Советская социология» в двух томах, подготовленный и изданный Институтом социологических исследований АН СССР (1982), «Основы марксистско-ленинской социологии», перевод с немецкого, изданный под общей редакцией и с предисловием академика Г.В. Осипова (1980), отдельные монографии советских учёных: Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилёва, работы К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, И.Г. Дубова, С.Н. Иконниковой, Т.В. Ковалёвой, В.Т. Лисовского, Т.Э.Петровой, Л.М. Смирнова, совместные исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я.
Рубинной, Ю.Р. Вишневского и В.Т.Шапко, Е.Н. Куриленко и И.Л. Шикова и ряда других.
Интерес вызвали также теоретические и методологические работы, посвящённые проблемам изучения жизненного пути студенчества, особенностям этой социально-демографической группы в целом и конкретной возрастной когорты в частности ( Ю.Р. Вишневский, В.Т. Лисовский, Э. Саар, М.Х. Титма, В.Т. Шапко и др).
Нам представляется, что жизненные стратегии невозможно вырвать из общего потока жизнедеятельности личности. Они определяют сам характер и особый тип деятельности - стратегический. Книги, вышедшие в последние годы по проблеме формирования жизненных стратегий личности и молодёжи, не могут в полной мере восполнить пробелы, существующие в прикладной науке. До сих пор отсутствуют чёткое и единое представление о структуре и типологии жизненных стратегий, механизмах и процессах их формирования и реализации, методах и средствах социологического и
17
психологического консультирования личности по жизненным вопросам, имеющим перспективное значение.
Работы, посвящённые непосредственно проблемам жизненных стратегий (А.К.Абульханова-Славская, В.И.Добреньков, О.В.Дудник, В.С Магун, Н.Ф.Наумова, Н.Л.Омельченко, Р.Пехунен, Т.Е.Резник, Ю.М.Резник, Л.Я.Рубина, М.Н.Руткевич и др.), содержат, помимо теоретических положений, эмпирические данные, характеризующие жизненные стратегии различных социально-демографических и социально-профессиональных групп современного общества. Справедливо отмечается, что жизненная стратегия индивида, необходимость исследования которой с очевидностью вытекает из концепции применения новой методологии оценки состояния типологий жизненных стратегий, должна рассматриваться не только как непосредственная данность, то есть с точки зрения её объективных параметров, но и как данность опосредованная, то есть с точки зрения её восприятия и оценки субъектом.
Группа отечественных социологов Г.А. Чередниченко, В.А. Шубкин и др. рассматривали объективные факторы становления жизненного пути и формирования жизненных стратегий молодёжи (социально-структурные, демографические, образовательные и т.д.) в их тесной связи с некоторыми субъективными причинами (свобода выбора профессии и места получения образования, их престиж и значимость глазами молодых людей, жизненные ориентации и склонности)6.
Социологический подход к изучению жизненных стратегий состоит и в рассмотрении её как социальной системы. Жизненная стратегия выступает как структурный элемент социальной реальности, определённое целостное образование, основным элементом которого выступают люди, их связи и социальные взаимодействия.
6 Чередниченко Г.Л., Ш)бкш< В.Л. МолодСжь вступает вжнтнь- М. - 1985.
18
- Киев+380960830922