Вы здесь

Социологические аспекты женского наемного труда в малом бизнесе

Автор: 
Барабанова Светлана Васильевна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2003
Количество страниц: 
166
Артикул:
192982
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ЖЕНЩИН И МУЖЧИН КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................22
1.1. Гендерное равенство и неравенство: вопросы теории..22
1.2. Феминистский анализ экономических отношений........31
1.3. Трудовые практики в современной России.............51
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В ТОРГОВЛЕ КАК «НИША ВЫЖИВАНИЯ» ЖЕНЩИН-АУТСАЙДЕРОВ...........................60
2.1. Особенности малого бизнеса как фактор дискриминации женщин ..60
2.2. Социальный портрет наемных работниц................74
I
2.3. Продолжительность труда и его оплата...............79
2.4. Ущемление интересов женщин и правовое самосознание.97
2.5. Трудовые конфликты................................108
2.6. Типология продавщиц...............................114
2.7. Механизмы обеспечения прав наемных работниц.......125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................134
ЛИТЕРАТУРА............................................140
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...........................................151
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...........................................152
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..........................................164
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования История гендерного неравенства насчитывает тысячелетия, а география его распространения - весь мир. Однако это взгляд на историю человечества с позиций человека XXI века. До XVIII века вопроса о социальном неравенстве мужчин и женщин в общественном сознании разных стран и народов просто не существовало.
В простых обществах социально значимыми являются такие качества людей как род, возраст и пол, которые трансформируются соответственно в иерархию родственных, возрастных и половых групп. Здесь существуют классы, следовательно, и объективное неравенство. Однако оно оценивалось и интерпретировалось населением не как социальное неравенство, а как имманентный природе порядок. Другими словами, несмотря на наличие объективного неравенства и социальных классов, возникших на основе вертикальной классификации, социальное неравенство отсутствует, поскольку оно не осознано и не интерпретировано как таковое. Здесь не ставится вопрос о гендерном неравенстве. Здесь как мужчины, так и женщины не знают, что такое права и дискриминация женщин.
В традиционном обществе социальное неравенство так же не является проблемой, ибо в этих обществах объективное неравенство воспринимается как часть божественного порядка.
В современном обществе ситуация существенно отличается от той, что характерна для простого и традиционного обществ. Самое главное -многообразные объективные неравенства не только осознаются как таковые, но и интерпретируются с точки зрения идеала равенства. Поэтому они воспринимаются как факты социального неравенства и становятся как предметом общественного дискурса, так и причиной многих классовых и прочих конфликтов.
15
реформ для народного большинства в качестве «пострадавшей стороны» экономических преобразований и, одновременно, средства выжигания.
На положение народного большинства, в первую очередь на положение наемных работников, влияют не только те стороны трудоустройства, которые определяются масштабами занятости и доступом рядового работника к регулярному, оплачиваемому труду. Первостепенное значение имеет также профессионально-отраслевая структура занятости, строение «совокупного работника» и, соответственно, состав рабочих мест в народном хозяйстве, доступных для основной массы трудоспособного населения. Тем более, что отраслевая структура занятости меняется в ходе постсоциалистических преобразований не менее (пожалуй, даже более) существенно, чем ее общий масштаб, и оказывает на труд и другие важные обстоятельства столь же противоречивое воздействие.
Объект исследования - наемные рядовые работницы в малом бизнесе в следующих отраслях народного хозяйства России: розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Выбор такого рода объекта определен феминизацией указанных отраслей, что косвенно уже указывает на неблагополучие занятых в этих сферах экономики; высоким удельным весом неформальной и теневой сторон; криминализацией этих сфер (в первую очередь торговли), высокой степенью вхождения этих отраслей в рыночную экономику, значимостью социально-экономических процессов, происходящих в этих отраслях для большой части женщин, высоким уровнем нарушения прав наемных работниц.
Дальнейшая детализация объекта исследования завершилась на эмпирическом уровне профессии продавца - одной из самых массовых женских профессий в национальной экономике и, как будет показано ниже, одной из самых социально уязвимых.
Предмет исследования - положение женщин-наемных работниц в малом бизнесе, виды и формы ущемления интересов в трудовой сфере,
16
дискриминация, установки и оценки условий труда, его продолжительности и оплаты.
Временные рамки объекта исследования ограничены узким интервалом в жизни страны - концом XX - началом XXI века. Данный период характерен тем, что прошло около 10 лет после начала рыночных преобразований в России и этого времени достаточно, чтобы улозить вектор изменений в положении работниц и сделать выводы о том, приближается ли Россия к выполнению рекомендаций ООН в обеспечении равноправия мужчин и женщин, а также собственных законодательных и нормативных актов в отношении женщин.
Задачи исследования
1. Обосновать методологию определения дискриминации женщин в экономической сфере жизни общества на основе анализа существующих в отечественной и зарубежной литературе методологических подходов и выбора из них наиболее отвечающего целям настоящего исследования.
2. Дать анализ трудовых практик в современной России и определить их распространенность в малом бизнесе, конкретнее, в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения, в которых, согласно гипотезе, нарушение прав наемных работниц и дискриминация женщин особенно велики.
3. Показать социальный портрет женщин - наемных работниц в малом бизнесе в период становления рыночных отношений в России, выявить специфические особенности указанной социально-профессиональной группы в трех отраслях экономики. «Хотя женщины дискриминируются и лишены власти практически во всех обществах, конкретная картина их различна»
4. Исследовать социальное самочувствие наемных работниц, их оценки условий труда, его продолжительности и оплаты, распространенность неправовых трудовых практик, приводящих к ущемлению интересов трудящихся женщин.