Вы здесь

Политическая пассионарность как предмет современной социологии

Автор: 
Ефремов Георгий Георгиевич
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2001
Количество страниц: 
151
Артикул:
1000338542
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ КАК АТРИБУТ
СОЦИАЛЬНОЙДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ....................11
1.1. Власть и политическая пассионарность......11
1.2. Сегментарный анализ политической
пассионарности............................21
1.3. Бинарные оппозиции в политической
пассионарности............................26
1.4. Опыт классификаций политической
пассионарности............................33
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯВЛЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАССИОНАРНОСТИ....................44
2.1. Социальные кризисы как условие проявления
политической пассионарности...............44
2.2. Общественный контекст пассионариев........64
2.3. Личностная детерминация пассионариев......69
2.4. Политическая пассионарность и институциональность...........................91
Заключение.............................................134
Примечания.............................................139
Список литературы......................................141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что политическая пассионарность получила свою понятийную оформленность относительно недавно, константное существование данного феномена является очевидным фактом исторической реальности. Мы можем говорить о различных модусах его проявления. Несмотря на то, что политическая пассионарность нашла свое освещение в трудах классиков философии и современных исследователей, многие вопросы остаются непроясненными, а большинство теоретических разработок отличаются фрагментарностью и незавершенностью. Современное общество во всей полноте ощущает собственную детеминированность со стороны пассионарных субъектов, однако характер этой детерминированности и механизмы пассионарного влияния не до конца исследованы. Можно констатировать возрастающую роль пассионариев, избравших своим поприщем сферу политической деятельности.
Среди различных аспектов пассионарности политическая
пассионарность, особенно пассионарность в институциональных рамках, занимает особое положение. Дело не в какой-то иной природе политической пассионарности по сравнению с другими ее типами; данная разновидность пассионарности гораздо более заметна, навязчива, гораздо более значима. Внутри каждого этноса политическая пассионарность выполняет системообразующие функции, формируя саму основу общественных отношений.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен кроме того представлением о доминировании бихевиориальных установок пассионариев над формализмом социальной институциональности. Социальный институт неизбежно содержит в себе некую декларативность, апелляцию к нормативной
14
То, что слово «пассионарий» столь трудно переводимо на другие языки, частично свидетельствует о трудностях понимания его точного значения.
Возможно, данное понятие имеет наибольшее значение для политической сферы, поскольку помогает провести разграничительную линию между положением и поведением. Такое разграничение должно быть четким, если мы стремимся к адекватному пониманию характера политических и других форм руководства. Пассионарность - это поведенческое (behavioural) понятие. Вот одна из причин того, почему французские слова «Chef» и «dirigeant» не получили удовлетворительного перевода: они ассоциируются с занятием определенного положения в конкретной структуре. Пассионарий же - это тот, кто влияет на группу, независимо от того, является ли он (или она) формальным главой этой группы. Таким образом, пассионарии есть не только в неформальных образованиях, но, с другой стороны, реальный пассионарий конституировавшейся организации может не занимать формальной позиции в группе.
Упомянутое разграничение очевидно и значимо. Оно расширяет рамки понятия пассионарности, но в свою очередь, делает его более тонким и более гибким. Однако при этом создает и дополнительные трудности, потому что на практике существует связь между пассионарностью и занимаемым положением. Более того, учитывая ту особую роль в политической жизни, какую играют институты, легко понять, что проблема оказывается еще сложнее.
Связь между пассионарностью как способом поведения и пассионарностью как «вершинным» положением порождает два типа проблем. Во-первых, «реальное» пассионарность должно быть отделено от чисто формального занятия должности, раз эти два понятия частично перекрывают друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые пассионарии вовсе не занимают позиций «на вершине», а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются пассионариями. Например, в
15
Великобритании королева не является политическим пассионариям, равно как и президент ФРГ. Британский монарх был политическим пассионариям в прошлом, но затем постепенно его полномочия в государственных делах были урезаны до такой степени, что не осталось простора для политического пассионарности. В СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС - это политический пассионарий не только в партии, но и в стране, в силу того факта, что, начиная со Сталина, он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения. Позиция главы государства была чисто символичной, Сталин, Хрущев и первое время Брежнев не занимали этой должности. И лишь со времени превращения генеральных секретарей ЦК КПСС в главу государства, эта должность стала приобретать особую значимость.
Формальное положение должно быть отделено от «реальной» власти. Но понятие пассионарности с трудом поддается истолкованию и потому, что формальное положение и реальная власть часто, а практически почти всегда -оказывают влияние друг на друга: кто-то должен стать пассионариям в результате того, что он (или она) достигают определенного положения. В этом случае пассионарность есть частично продукт занятия должности. Иногда имеет место противоположная ситуация: должность, не приводящая к пассионарийству, открывает путь к нему в будущем, если какой-то пассионарий (в реальном смысле слова) займет эту должность. Возможно, такое случится с советским президентством. Такое уже произошло во Франции, когда Де Голль придал посту президента значение, какого у него ранее не было. С другой стороны, Аденауэр, будучи канцлером, «способствовал» уменьшению значимости поста президента в ФРГ, ставшему в основном символический
Это означает, что нельзя игнорировать должность и сосредотачиваться исключительно на «реальном» пассионарности. Видимо, этот вывод будет справедлив для всех организаций, но особенно для политических институтов.
Раз пассионарность есть поведенческое понятие, значит, определение пассионарности должно быть поведенческим. Но если согласиться с этим, то,