Вы здесь

Ценностные ориентации и культурные тезаурусы городских подростков современной России

Автор: 
Кулешова Анна Викторовна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2008
Количество страниц: 
166
Артикул:
193341
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений 3
Введение 4
РАЗДЕЛ I. Концептуальные подходы к изучению ценностных ^
ориентаций подростков
1.1. Подростки как объект изучения в социально-гуманитарных ^
науках
1.2. Концепция тезауруса в социологии как основание для анализа ценностных ориентаций городских подростков 39
РАЗДЕЛ II. Тезаурус городского подростка как «ориентационный комплекс» для ценностных интерпретаций окружающего мира 64
2.1. Социальные условия и факторы формирования ценностных ориентаций подростков 64
2.2. Структура ценностных ориентаций современных городских подростков: типы тезаурусов 85
Заключение 135
Список литературы 141
Приложения 151
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ОН - онтологии
БЦ — база ценностей
ЦО - ценностные ориентации
МПО - модель предметной области
ЕГЭ-Единый Государственный Экзамен
ЭМО - (от англ. emotional) молодёжная и подростковая субкультура
15
«...дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет»3;
«...Подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории»4;
«...Подросток это полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: его анатомо-физиологическое, и
интеллектуальное, и нравственное развитие и все виды его деятельности»5;
«....мальчик или девочка в переходном возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 11-13 до 15-17 лет)6;
В основе большинства определений лежит качество транзитивности («переходности»), а границы подросткового возраста выстраиваются авторами по-разному, исходя из концепции исследования. «Самоопределения» подростков, полученные в ходе интервью и анализа сочинений, также акцентируются на транзитивности и внутренней противоречивости, неопределенности, но при этом содержат еще и элементы стигматизации и социального исключения7:
ЕЛЕНА Р., 14 ЛЕТ: «...Подросток - это просто трудный человек. Потому что слишком много неизвестного впереди, везде. Меньше прав, больше ошибок. Много чего хочется. Сам для себя, как уравнение со сплошными неизвестными. Не до конца догоняешь, чего от тебя хотят, а когда догоняешь, уже поздно, остаётся только чувствовать себя идиоткой.
^Дапь В. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). Том:3. - М: Цитадель, 1998 г.-896с.
4 Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996. - С. 6-22
5 Крутецкий В.Л. Психология. - М.: Просвещение, 1986 - 154с.
6 Краткий психолого - педагогический словарь.- М.: 1999. - 270с.
' Здесь и далее в текстах, которые выбраны как образцы самоидентификации, сохраняется стилистика и орфография респондентов.
16
И всё время не к месту. Наверное, подростковый возраст — это такое
** 8 проклятие, как эпоха перемен. Не дай Бог, как говорится» .
ЯРОСЛАВ, 15 ЛЕТ: «...Подросток чаще всего самонадеян, он чувствует, как он постепенно становится взрослым и подсознательно ощущает свою силу. Он стремтся ко всему новому, раннее запретному, или не имеющему возможности осуществиться. Он чаще всего не слушает советы старших, он хочет всё познать сам, "на своей шкуре". На вопрос о трудностях и проблеммах, предостерегающих его в этих ситуациях, отвечает себе: "Ничего, Я справлюсь.
Большинство подростков действительно не знают, что им делать, куда идти дальше. Все их умозаключения тесно переплетаются и ведут в тупик. В этот период формируется личность, склад дальнейшей жизни. И подросток, сам не понимая этого, делает выбор... Подросток должен постоянно самоконтролировать себя. Нет, не только свои действия, но и ход своих мыслей иначе он сойдет со скольского пути жизни... »9.
Что же касается интерпретаций «подросткового возраста», то он определяется специалистами как:
«...стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь10
«...пограничное состояние перехода от мира детства к миру взрослых, проживаемое детьми 11-15 лет. Мера усвоения ими ценностей детского и взрослого сообществ позволяет судить о сформированности поведенческих
8 Архив автора. Инт. Л«4. Елена, 14 лет, Москва. Сохранены лексика и грамматика респондентов.
Форум Всероссийского детского центра «Океан». Сохранены лексика и грамматика респондента.
10 Социологический словарь. М.: Гардарики. 2000.-372 с.