СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение...................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы анализа социализации в информационном обществе...............................27
1.1. Методология изучения современных процессов социализации: парадигмы исследования.........................28
1.2. Жизненное пространство личности как пространство социализации.................................................70
Глава II. Виртуализация средств социализации общества Интернет-коммуникаций................................................91
2.1. Понятие виртуального пространства и виртуализации.........92
2.2. Коммуникации в он-лайновом и офф-лайновом пространствах.......................................................110
Глава III. Фрагментация процессов социализации в коммуникативной среде Интернета.....................................142
3.1. Субкультуры виртуальных контактов........................142
3.2. «Мозаичность» культурных норм и процессов социализации
в виртуальных сетевых сообществах............................. 157
Глава IV. «Оборачивание» культуры в обществе Интернет-коммуникации........................................................188
4.1. Виртуализация социализации в массовой культуре...........188
4.2. Возможности и границы образования в виртуальной..........210
4.3. Социализация в Рунете: «реальность» и «виртуальность» 226
Заключение....................................................253
Литература....................................................256
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы исследования. Конец XX века ознаменовался появлением нового типа информационного пространства - пространства, созданного с помощью цифровых телекоммуникационных технологий. Стремительность его освоения пользователями превышает скорости внедрения и освоения обществом телефона, кабельного телевидения, автомобиля и других наиболее важных технических новинок современности. Если в 2002 г. было зарегистрировано более полумиллиарда пользователей Интернета, то в конце 2005 года «население» Глобальной сети перевалило за миллиардную отметку, из них примерно 845 миллионов человек - частые гости в Сети. Возникла целая «киберпопуляция» людей, которые называют себя «i-раждане Сети». Пальму первенства по числу интернет-пользователей удерживают Соединенные Штаты, где их насчитывается 175 миллионов. В Азиатском регионе, где по каждой отдельной стране статистика еще не ведется, к Сети оказались подключенными 315 миллионов человек. В Латинской Америке сегодня насчитывается 70 миллионов пользователей Интернета. По Европе в целом исследователи из компании eMarketer зафиксировали 233 миллиона пользователей, в Китае - 111 миллионов1. Современное общество поистине становится «обществом Интернет-коммуникаций», в котором социокультурное, экономическое, информационное, образовательное пространства структурируются «вокруг» главного своего элемента - Интернета.
В процессе коммуникации в киберпространстве «интернетяне» создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, «нарабатывают» определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную
1 См.: http: //w\vvv.\vcbplanet.ru/news/lenta/2006/5/19/billionnetusers.html
26
Практическая значимость исследования определяется тем, что ряд теоретических положений и выводов диссертации вносят вклад в разработку теории социализации и теории социологии культуры и могут быть использованы при дальнейшем исследовании динамики развития Интернета. Концептуальные выводы диссертации могут найти применение в деятельности институтов общественного контроля за работой СМИ, а также агентств и служб по организации РЯ-коммуникаций. Идеи диссертации могут быть использованы при корректировке программ по профессиональной социализации студентов высших и средних специальных образовательных учреждений.
Основные положения диссертации, а также библиография могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по социологии культуры. Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть востребованы при проведении эмпирических социологических исследований.
Апробация работы. Концептуальные идеи диссертации докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных конференциях, используются в организации дистанционного образования в Южно-Российском государственном техническом университете (НПИ), внедрены в практику заочного обучения Ростовского государственного педагогического университета, включены в тематический план исследования Южного Отделения Российской Академии Образования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в научных работах, в том числе в одной монографии и научных статьях общим объемом 28,47 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав (включающих 9 параграфов), заключения, списка используемой литературы.
27
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛИЗАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Современный этап развития социологии характеризуется поисками ответов на вопросы о границах социальной реальности и о возможностях социологического знания объяснить и предсказать происходящие в современном обществе изменения. Актуальность первого вопроса обусловлена появлением принципиально нового типа реальности -реальности, создаваемой с помощью новых информационных технологий. Второй вопрос связан с появлением в «цивилизованном обществе» актов вандализма и иных проявлений действия разрушительных сил. Решение этих двух вопросов вызывает к жизни как новые темы для обсуждения, так и необходимость уточнения некоторых уже апробированных понятий, к числу которых относится и понятие «социализация». Сложность определения этого понятия (как и любого другого, выявляющего существенное свойство социального процесса или явления) детерминируется целостностью организации «...жизненного процесса, различными сторонами которого являются все конкретные вопросы об обществе и сознании. С какой бы точки зрения мы ни смотрели на жизнь, мы всегда сталкиваемся с чем-то таким, что привыкли называть внутренней организацией, развитием или чем-то подобным; но я полагаю, что всякий, кто достаточно долго размышлял на эту тему, чувствует, что мы обладаем лишь смутным представлением о той реальности, которая скрывается за этими словами»19. Этими словами один из основоположников символического интеракционизма и теории малых групп
Ч.Х. Кули выражает идею холизма, целостности, неразрывности
19 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. С. 259.
- Киев+380960830922