2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................3
Глава 1 Социологическое содержание профессионализма 13
1. 1 Отечественные и зарубежные теории профессии.......13
1. 2 Тезаурус профессионализма.........................44
Глава 2. Социальная идентификация профессии............64
2. 1 Социальное настроение как форма самоидентификации ...64
2. 2 Социальные атгитюды к профессионалу...............92
Заключение.............................................105
Библиография...........................................109
Приложение.............................................120.
ВВЕДЕНИЕ
З
С точки зрения социологии, профессия представляет собой элемент общественной организации, основанной на принципе разделения труда. Каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического прикладного характера, а также на критериях успешною решения определенных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатываег особую систему нравственных принципов, задающую некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, внешними инстанциями. І Ірофессиональное самоопределение - это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачносемейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на местожительство, и на многое другое - трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания средней школы. Актуальность избранной проблемы продиктована задачами социологического анализа профессионального выбора, раскрытие влияния социального настроения на процесс профессионального самоопределения.
1 Іроблемой профессии, профессионализма, профессионального самоопределения занимаются многие науки: социология, психология, экономика и ряд других наук. Многие определения профессии находятся на стыке этих наук. А.Соловьев приводит следующие характеристики профессии: умения, основанные на теоретических знаниях; достаточно длительный период профессиональной подготовки; система оценки
11
> разработка практических рекомендаций по профессиональной ориентации для заинтересованных учреждений и ведомств.
Объект исследования - социальное настроение и процессы профессиональной идентификации выпускников школ в ситуации выбора профессии.
Предмет исследования - активные элементы и основные тенденции социального настроения, влияющие на конструирование профессиональной идентичности выпускников общеобразовательных учреждений.
Методы исследования - социологический опрос в виде анкетирования и выборочного неформализованного интервью. Эмпирической базой исследования является анкетный опрос учащихся 11-х классов средних школ г. Саратова.
Основная гипотеза исследования. Социальное настроение как отражение эмоционально-оценочных предпочтений человека, формируясь под влиянием внешних и внутренних факторов, оказывает непосредственное влияние на конструирование профессиональной идентичности.
Научная новизна диссертации. Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социального настроения в конструировании профессиональной идентичности старшеклассников;
> с авторских позиций проведен анализ социального настроения как социокультурного феномена в ситуации выбора профессии;
> по-новому раскрыто влияние активных элементов социального настроения на профессиональный выбор выпускников;
> даны новые авторские определения категорий профессии, профессионализма, социального настроения;
12
> получены новые данные о профессиональных предпочтениях и профессиональной идентификации выпускников школ;
> разработана оригинальная исследовательская программа, сконструирован собственный инструментарий и проведено самостоятельное прикладное социологическое исследование по теме;
> разработаны авторские рекомендации по совершенствованию профессиональной ориентации в школе.
Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационное исследование опирается на традиции исследования профессии, профессиональной деятельности человека, связанные с анализом социального действия и представленные в трудах представителей структурного функционализма М.Вебера, Т.Парсонса, К.Халла. Данный подход позволяет рассмотреть выбор профессии как социокультурное явление. В диссертацию положены социологические принципы системноструктурного и социокультурного анализа профессии и социального настроения. Анализ количественной методологии как основы эмпирического исследования проводится с привлечением работ Г.С.Батыгина, П.В.Романова, В.А.Ядова. Кроме того, в диссертации анализируется и развивается дополнительность социологических и психологических подходов, которые вносят определенный вклад в методологический тезаурус социологической теории профессии и социального настроения.
- Киев+380960830922