СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования
творческого потенциала личности...............................12
1.1. Творческий потенциал в структуре личностного потенциала 12
1.2. Творчество как способ самореализации личности............39
Глава II. Социокультурные факторы развития творческого
потенциала личности...........................................75
2.1. Особенности развития личности в процессе подготовки специалиста с высшим образованием.......................75
2.2. Социокультурные формы деятельности как фактор динамики учебной мотивации и развития творческого потенциала личности... 100
2.3. Профессиональная деятельность как реализация творческой и социальной активности личности...............................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................155
ЛИТЕРАТУРА........................................................162
Введение
Актуальность темы исследования определяется в первую очередь особой значимостью феномена творчества как одного из фундаментальных факторов развития общества и культуры. Уровень развития творческого начала в человеке во многом определяет динамику становления общественных отношений, в значительной степени оказывает влияние на все жизненно необходимые процессы, происходящие в социуме.
Конец XX века ознаменовался реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе и высшего образования в Российской Федерации. Особенности переходного периода страны проявились в том, что она оказалась в положении крайнего неравновесия, трансформационные процессы осуществлялись особенно активно и стали общесистемными. В сравнении с периодами обычного функционирования социальной системы возросла роль субъективного фактора, реформаторских программ и законотворческой деятельности государства. Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в настоящее время в России, актуализируют качественную трансформацию существующей парадигмы образования, ее ориентацию на развитие творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и принимать активное участие в преобразовательной деятельности. Мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях и использовать его на благо общества - одна из важнейших задач российского государства по выходу из кризиса.
Актуальность данной работы заключается и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера социального развития и в поиске методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных процессов. Современная теоретическая социология, переосмысливая масштабы социального пространства и его основные характеристики, фиксирует внимание не только и не столько на социальной структуре,
16
окружении, приспосабливает ее наилучшим образом к условиям окружающего мира, прежде всего, мира социального. Интеллектуальный потенциал является такой наличной совокупностью готовности, возможности и способностей, которая дает личности возможность осуществлять деятельность с целью обеспечения своего устойчивого, «сбалансированного» существования.
Кроме интеллектуального и творческого потенциала важную роль в саморазвитии личности играет духовно-нравственный потенциал. В нем отражаются духовные потребности данной личности в данное время и в данных условиях.
Термин «творческий потенциал» часто употребляется как синоним понятиям «творческая личность», «креативность личности», «одаренность». Исследователи рассматривают эти качества как целостную совокупность. Содержание понятия «творческий потенциал» исследователи характеризуют как:
- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева). Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;
- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);10
- социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);
- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);
10 Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизм формирования. М., 1988; ОвчинниковВ.Ф. Тезаурус пая модель интеллекта и психологические механизмы эффективности мктодик изобретательства. М., 1982.
17
- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлснии и самореализации (М.В. Колосова);
- развитое чувство нового, открытость всему новому; как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин)11;
- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству (А. М. Матюшкин)12.
Отмечая, что творческий потенциал личности - это интегральная целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии, ряд ученых13 одновременно уточняет, что структурно-содержательный план творческого потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности и комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. А также акцентирует внимание на то, что вероятность проявления его зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированное™ социального чувства (действенность, созидательность).
Творческий потенциал личности, - отмечает Т.Г. Браже, -складывается прежде всего из системы имеющихся у него знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется его деятельность;
11 Враже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика, 1989. -№8
12 Матюшкин Л.М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие / Психология сегодня. Т. 2. -М., 1996.
11 Макарычсв С.П., Макарычев A.C. Наука. Творчество. Политика: Сравнит. Философе ко-пол итол. анализ. -H.Новгород, 1997.-397 с.
- Киев+380960830922