Вы здесь

Влияние телевидения на формирование политической культуры студенческой молодежи

Автор: 
Ставецкая Ирина Витальевна
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2005
Артикул:
193828
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

3
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико - методологические проблемы политической
культуры молодёжи 16
1.1 Политическая культура молодёжи: сущность, содержание, формы 16
1.2 Факторы формирования политической культуры молодёжи (ретроспективный анализ) 48
1.3 Роль телевидения в системе СМИ в процессе становления политической культуры 83
ГЛАВА 2. Практика формирования политической культуры молодёжи
современной России 102
2.1 Воздействие современного российского телевидения
на молодёжь (по результатам опросов студентов) 102
2.2 Влияние информационного телевидения на формирование
политической культуры молодёжи (по материалам контент - анализа новостных программ федерального канала РТР и регионального канала
ГТРК «Регион - Тюмень») 132
2.3 Концептуальные принципы функционирования и
перспективного развития демократически организованного телевидения. 162
Заключение
Библиография. Приложение.
186
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена социально- политическими процессами, которые характеризуют российское общество периода постсоциализма или переходного периода конца XX -начала XXI столетия.
На протяжении 90-х годов XX века в жизни России произошли глубокие качественные сдвиги: изменились общественный строй,
политическая система, способы экономического поведения, система российских СМИ. Драматическую трансформацию претерпела вся социальная структура российского общества.
Социальная катастрофа « перестройки» 90-х годов, десятки миллионов обездоленных россиян, оставшихся в состоянии внутренней эмиграции в своей собственной стране, смена президентов и правительств, шаткое становление системы многопартийности, управляемая демократия, олигархический капитализм, государство, захваченное чиновниками, информационные войны - всё это реалии нового столетия. В таких условиях россиянам необходимо продвигаться к демократическим преобразованиям, к позитивному разрешению проблем формирования гражданского общества, новой политической культуры, - особенно актуальна эта тема для молодёжи, которой вершить будущую судьбу России.
С точки зрения характеристики российского потенциала, молодое поколение, - а именно его самая образованная, «модернизированная» часть -студенчество, представляет особую прогностическую ценность. Это сегодняшние выпускники вузов через 10-15 лет будут практически влиять на положение дел в экономике, политике, духовной сфере, им выводить Россию из кризиса. Потому основным объектом изучения и исследования большинства политических, культурологических, социологических проектов по изучению облика молодого поколения выступает именно студенческая
21
просвещением «племени молодого, незнакомого»? Может быть семья, где основная забота родителей добыть хлеб насущный, или школа, находящаяся в затянувшемся коллапсе, или вузовская система, задыхающаяся в тисках коммерциализации, или мы видим чётко разработанную государственную идеологию по этому вопросу, безукоризненно выстроенную систему политической социализации российской молодёжи постперестроечного периода?
Вряд ли стоит торопиться обращать взгляд непримиримого укора в сторону российской молодёжи. Судя по всему, растерянность от нокаута обрушившихся на Отечество перемен постепенно проходит, пусть медленно, ценой больших потерь, но в обществе наступают процессы осмысления и обновления, это очевидно.
Ещё в Ветхом завете мотивы постоянного ухода и возвращения нашли яркое поэтическое выражение в Книге Экклезиаста: «Нет ничего нового под солнцем!» - возвестил древнеиудейский пророк. Каждое общество, согласно эволюционным циклическим изменениям, проходит стадии излома и кардинальной перестройки. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия. Поэтому, исследуя тему данной диссертации, автор обращается, прежде всего, к рассмотрению категории «политическая культура», начав с базового феномена культуры.
На сегодняшний день накоплен колоссальный багаж определений культуры, сформулированный многими поколениями философов, социологов, культурологов, историков, аксиологов, этнографов.
Автор диссертационного исследования сразу позволит оговорку, которая выражается в полном согласии с «революционером» мира рекламы XXI века Ж.-М. Дрю: «С определениями надо быть осторожными. «Определить» - этимологически значит «положить конец чему- либо». Иными словами ограничить рамками [47]. Автор блистательной «теории разрыва» прав. Возможно ли дать определение колоссальному и
22
многомерному явлению, охватившему во времени и пространстве две стихии - Природу и Человека, материальное и духовное, все сферы человеческой жизни? По этому поводу известно откровение немецкого философа и культуролога Т. Лессинга: «Всякая форма убивает, всякое знание связывает» [89,с.408]. В этом извечном диалоге есть, конечно же, и другая сторона.
Немецкий социолог Г.Зиммель в работе «Конфликт современной культуры» поясняет: «О культуре мы можем говорить только тогда, когда творческая стихия жизни создаст известные явления, находя в них формы своего воплощении. Таковы общественное устройство, художественные произведения, религии, научные познания, техника и т.д. Они только леса для творческой стихии жизни и для её набегающих потоков» [60,с.378].
Созвучным сказанному становятся слова талантливого русского философа XIX века П.А.Флоренского: «В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой. Человек как носитель культуры не творит ничего, но лишь образует и преобразует стихийное» [164,с.128].
В 1952 году вышла в свет книга американских культурологов А.Кребера и К. Клакхона «Культура. Критический обзор концепций и определений». Ссылка на эту книгу нередко использовалась в уже прошедшем веке для подтверждения чрезмерного многообразия определений культуры и неопределенности сколько-нибудь адекватного собственно научного определения. Американские культурологи представили в своей работе 157 определений культуры.
В нашей отечественной литературе готовность сопоставить различные определения культуры позволила Л.Кертману насчитать уже более 400 определений. К концу XX века число определений измерялось уже четырехзначными цифрами.
Крупнейший российский культуролог П. Гуревич попытался успокоить своих современников: «Чем можно объяснить такое многообразие трактовок?