СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3
1. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК СО-ЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...................................... 13
1.1. Социологический подход к исследованию иностранной рабочей силы ................................................... 13
1.2. Специфика адаптации иностранной рабочей силы..... 36
1.3. Этностереотипы - социокультурный феномен и их роль в адаптации иностранной рабочей силы.............................. 52
2. ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ТРУДОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.............................................. 76
2.1. Иностранная рабочая сила - субъект рынка труда в России и в Свердловской области........................................ 76
2.2. Методология исследования влияния этностереотипов на процесс трудовой адаптации иностранных работников.............. 88
2.3. Этностереотипы как фактор адаптации иностранной рабочей силы к социуму г. Екатеринбурга............................. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................. 174
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переход России от авторитарного режима, практически с полной автаркией, к модели государства, основанного на демократических принципах, открыл границы для перемещения товаров, капиталов, трудовых ресурсов. В стране начали формироваться новые социально-экономические отношения, подчиняющиеся классическим законам рынка -взаимосвязи спроса и предложения. В связи с перечисленными выше обстоятельствами активизировались и миграционные процессы. Российское сообщество столкнулось с новым для себя социальным явлением - массовым притоком иностранной рабочей силы.
Новым для нашего государства данное явление стало в силу следующих обстоятельств: во-первых, такой массовой внешней трудовой миграции история страны еще не знала; во-вторых, в советский период обмен трудовыми ресурсами имел четко регламентированный характер, преимущественно в рамках союзных республик, и воспринимался как внутренняя миграция.
Вместе с тем, в различных научных дисциплинах нет однозначных трактовок сущности понятия «иностранная рабочая сила», приток и деятельность иностранной рабочей силы сложен в управлении и регулировании, до сих пор не выработано универсального способа интеграции иностранных работников в сообщество принимающей страны, региона, города.
Как свидетельствуют прогнозы на ближайшую и среднесрочную перспективу, российская экономика и дальше не сможет обходиться без иностранных рабочих. Вместе с тем, появление трудовых мигрантов неоднозначно воспринимается российским обществом: одни считают данные процессы временными и относятся к иностранным работникам нейтрально, безразлично; другие, напротив, настроены откровенно агрессивно, рассматривая их как конкурентов на рынке рабочей силы. Кроме того, сами гастарбайтеры испытывают серьезные трудности в адаптации к новой социокультурной и трудовой среде. Это порож-
«лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской Федерации и имеющие намерение осуществлять трудовую деятельность в городе Москве»1. Главными особенностями данного определения, на наш взгляд, является, во-первых, акцент на «намерение осуществлять трудовую деятельность», во-вторых, «законно въехавшие на территорию Российской Федерации», т.е. напрашивается вывод о том, что иностранные граждане, уже осуществляющие трудовую деятельность и (или) въехавшие в Россию нелегально, иностранной рабочей силой не являются.
На основании российских законодательных актов иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. При этом иностранный гражданин обязан иметь разрешение на работу*, т.е. документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности, который может продлеваться не более чем на один год.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов субъектов РФ с учетом демографической ситуации и ситуации на рынке труда в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан2. Затем эта общая квота распределяется по субъектам Российской Федерации. Так, например, на 2003 год была утверждена квота на 530000 приглашений, а на 2004 год
1 Закон N 51 от 19.09.2001 - Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве / http://www.librarium.ru/showarticle.php?id=2301.
* За исключением тех профессий и ситуаций, которые оговорены в законодательных актах РФ.
2 Там же Ст.2 и Ст. 18,п.1.
- 2130001. Распределение квот по субъектам РФ на 2004 год представлено в приложении 1.
Существуют также законы, определяющие порядок представления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан на период их пребывания в Российской Федерации2. Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:
- предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также денежных средств, необходимых для выезда из РФ по окончании срока его пребывания;
- обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в РФ страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором РФ, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;
1 Постановление Правительства РФ от 30 октября 2002 г. N 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"; Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. N 658 "Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"; Приказ Минтруда РФ, МВД РФ и Минэкономразвития РФ. от 21 ноября 2003 г. N 288/349/917 "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности".
2 Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации (утв. Правительством РФ от 24 марта 2003 г. N167).
- Киев+380960830922