Вы здесь

Социальная эффективность предпринимательской деятельности в трансформирующемся российском обществе

Автор: 
Орлова Елена Васильевна
Тип работы: 
Дис. д-ра социол. наук
Год: 
2003
Артикул:
195473
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение..............................................................3
ГЛАВА 1. Взаимосвязь социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности в трансформирующемся российском обществе...............................................................19
1. Теоретические проблемы исследования социальной эффективности предпринимательской деятельности в современной России...............19
2. Экономические и социологические критерии предпринимательской деятельности........................................................48
3. Проблема идентификации субъекта предпринимательства в современной России..............................................................68
ГЛАВА 2. Частная собственность как значимый элемент эффективной предпринимательской деятельности.......................................96
1. Развитие идеи частной собственности как основы рыночной экономики в России..............................................................96
2. Формирование структуры частной собственности в процессе социетальной трансформации российского общества.................................118
3. Отношения частной собственности в России: экономические, социальные и социокультурные особенности их формирования и развития.............139
ГЛАВА 3. Эффективность социальных функций предпринимательства в современном российском обществе.......................................156
1. Роль предпринимательства в формировании и развитии современных хозяйственных структур.............................................156
2. Влияние предпринимательства на формирование институциональной системы российского общества.......................................185
3. Взаимосвязь социальной и экономической эффективности предпринимательских функций........................................213
ГЛАВА 4. Проблема взаимосвязи эффективной предпринимательской деятельности и экономической культуры социума.........................231
1. Влияние социокультурных традиций на эффективность предпринимательской деятельности в России..........................231
2. Формирование предпринимательской культуры в процессе трансформации российского общества...............................................253
Заключение............................................................274
Список использованной литературы......................................284
Приложения............................................................304
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена многочисленными социальными и экономическими проблемами современного российского общества: низким уровнем жизни подавляющего большинства россиян, значительной (и несправедливой) имущественной дифференциацией населения, практическим отсутствием «среднего класса», серьезными демографическими проблемами, низким ростом макроэкономических показателей. Все это поднимает вопрос об эффективности происходящих в обществе социально-экономических процессов, о той «цене реформ», которую платит население России за общественные преобразования.
Реформы, проводимые в Российской Федерации в течение последних полутора десятков лет, поставили в центр общественного внимания фигуру отечественного предпринимателя. Именно на нем сконцентрировались надежды реформаторов и активных последователей реформ на скорейшую «перестройку» российского общества, переход к рыночным взаимоотношениям, преодоление кризиса и экономический подъем.
Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом социально-экономических отношений любого современного общества. Трансформационные процессы, происходящие в современной России, накладывают на нее свой отпечаток и делают необходимыми научные исследования данного феномена. Неадекватность экономической сферы современной России западным экономическим моделям актуализирует социологическую интерпретацию предпринимательства, рассмотрение предпринимательской деятельности как разновидности социального действия: Исследование проблемы социальной эффективности предпринимательской деятельности находится в неразрывной связи с ответами на вопросы: что представляет собой современное российское общество? В чем суть и направление его трансформации? Является ли российский предприниматель субъектом (актором) общественных преобразований и какую роль он играет?
3. Первые попытки выделения феномена «чистого предпринимателя» и поиски его отличий от управляющего капиталом и собственника капитала.
4. Акцентирование внимания на инновационной составляющей предпринимател ьства.
5. Актуализация исследований организационных функций
предпринимательства.
6. Выделение специфических социальных функций
предпринимательства, развитие научного маркетинга, менеджмента, интрапренерства.
7. Переход на междисциплинарный уровень исследований
предпринимательства.
Таким образом, основная тенденция научных исследований предпринимательства заключается в постепенном отходе от экономического детерминизма и все более широком применении социологических подходов.
Если в экономической науке изучение предпринимательства локализовано в рамках теории предпринимательства, разработанной австрийской и неоавстрийской школами, то в социологии нет подобного, четко выделенного направления. Классическими исследователями
предпринимательства можно назвать В. Зомбарта и М. Вебера, которые подчеркивали духовную сторону явления, его новаторскую, творческую функцию.
В.Зомбарт рассматривал предпринимательскую деятельность в рамках своего учения о капитализме, которое можно назвать «исторической социологией хозяйства»19. Методология Зомбарта давала представление о капитализме как целостном хозяйственном организме, находящемся в историческом движении от «менее прогрессивных» к «исторически более прогрессивным» формам, которые вбирают в себя определенные черты предшествующих форм. В. Зомбарт выделял различные «элементы
19 История теоретической социологии: В 4-х т. М., 1998. Т.2.С.318.
32
повторяемости» исторического процесса, выявляя то общее, что позволлет разрабатывать не только историю, но и социологию хозяйства. Исследование капитализма у Зомбарта происходит под влиянием идеи закономерности социального процесса (воспринятой от К. Маркса). Но, существенное отличие его работ заключается в том, что не менее важное значение он придает изучению личного начала, в котором воплотились силы капитализма, а именно личности «буржуа». Исследование капитализма возможно и необходимо осуществить через исследование личности буржуа, взятой во всей совокупности своих типических черт.
У Зомбарта «дух буржуа» является раздвоенным, состоящим из даух начал. Одно начало - это непосредственно «предпринимательский дух», который является гетерогенным, структурно состоящим из многих элементов; а другое - «мещанский дух», который является монолитным и внутренне гомогенным. Сущность предпринимательского духа, по Зомбарту, находит свое воплощение в трех типах: типе завоевателя, типе организатора и типе торговца.
В русле предпринимательства, которое Зомбарт характеризовал в специфической связи с генезисом и первой фазой развития капитализма, вышеупомянутый «дух» дает уже шесть основных типов капиталистического предпринимателя. Это разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники, - ибо каждый из них предприимчив по-своему, на свой особый манер20. Подобные типы предпринимательства рассматривались Зомбартом как грани сложного и противоречивого образа буржуа.
Основные типы капиталистических предпринимателей могут быть далее поделены на две большие группы. Эти группы дифференцируются по мере дальнейшего развития капитализма и отражают двойственный характер «духа» буржуа. С одной стороны - это разбойники, феодалы и спекулянты, которые олицетворяют «героическое» (или авантюрное) начало капитализма, а с другой
20 Там же.