- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................стр. 3-9
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению
положения молодежи в сфере труда и занятости
1.1 Научно-теоретические подходы к анализу проблем молодежи.........................................стр. 9-13
1.2 Современная молодежь в системе социально -
трудовых отношений...........................стр. 18-52
1 .3 Характеристика современных социально - трудовых
проблем молодежи как обьекта исследования..стр. 53-66
1.4 Историография изучения социально-трудовых проблем молодежи. Постановка задачи.................стр. 67-75
Глава 2 Исследование основных тенденций положения и
социально-экономических ориентаций молодежи в сфере труда и занятости
2.1 Тенденция разрыва сфер и статусных
характеристик стр. 76-90
2.2 Тенденция нарастания инструментализации
труда..........................................стр. 91-99
2.3 Тенденция консервативной социально-экономической ориентации личности............стр. 100-112
Глава 3 Совершенствование труда и занятости молодежи в Псковской области: организационно - управленческий аспект
3 .1 Концептуальные подходы к совершенствованию
труда и занятости молодежи....................стр. 113-116
3.2 Зарубежный опыт поддержки трудовой занятости молодежи стр. 116-132
3.3 Законодательные меры, необходимые для улучшения положения молодежи в сфере
труда стр. 132-133
3.4 Практические рекомендации стр. 133-135
Заключение стр. 136-143
• . Библиография.........................................
Приложения............................................
ВВЕДЕНИЕ
Как гласит п.8 Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период ( Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 марта 1996 г.): “Каждое государство должно стремиться к тому, чтобы в основе его молодежной политики лежали точные данные о положении и потребностях молодых людей, и общественность имела доступ к таким данным...'1. Почему исследованиям в области молодежи на таком уровне придается столь высокое значение?
Актуальность диссертационного исследования. Молодежь - специфическая социально - демографическая группа населения, которая характеризуется высокой подвижностью, гетерогенностью, особой ролью в демографическом воспроизводстве общества.
Молодежь необходимо рассматривать как важнейший источник ожидаемых в обществе ( среде) ценностных и поведенческих инноваций, самый энергетичный носитель и мультипликатор новых морально -этических ценностей, который свидетельствует о степени восприимчивости нового взгляда на жизнь и способа самовыражения.
В современной социологии молодежь является одной из наиболее широко изучаемой категорий населения. Однако в последние годы все острее ощущается потребность как науки, так и практики в фундаментальном анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия общественных связей и проявлений молодого поколения, т.е. его развития, взаимодействия молодежи и общества. это связано с наличием большой социальной проблемы, выражающейся в противоречии между включенностью молодежи в новое социальное пространство и отсутствием адекватного знания и действенной системы реализации ее инновационного потенциала, особенно в сфере труда.
Кроме того, в связи с переживаемыми Россией социально-экономическими преобразованиями, повлекшими за собой ряд негативных последствий, таких как безработица, ухудшение материального положения, кризис ценностных ориентаций и др. необходимо предусмотреть систему мер целостной социальной защиты молодого поколения.
Создание эффективных юридических, экономических и политических подсистем такой защиты нуждается в научно обоснованной, целостной характеристике положения молодежи, знании важнейших тенденций ее социального развития, на основе которых только и возможно проведение эффективной государственной молодежной ПОЛИТИКИ.
Молодежная политика должна исходить из идеологической установки - учитывать собственные социальные интересы молодежи с точки зрения стратегических задач общества в целок. Таким образом.
- 17 -
особой частью, а "пронизывает" все общественные структуры, занимая в каждой из них большее или меньшее место. В этом отношении молодежь не представляет собой какого-то единства, а подразделяется наряду с другими демографическими группами на различные социальные слои, профессии, группы по интересам, политическим симпатиям и т.д. Входя в различные структуры общества, молодежь неизбежно отражает его специфику. В данной связи можно утверждать, что каково общество, такова и молодежь. Следовательно, чтобы уяснить себе проблемы молодежи в той или иной стране, необходимо прежде всего исследовать, какое общество в ней существует, какое положение складывается в его социальной и экономической сферах.
Социальная сфера вообще обеспечивает реализацию расширенного воспроизводства человека как производительной силы и как личности. "Социальные отношения” - отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Социальные отношения всегда "присутствуют" в экономических, хотя и не исчерпывают их (94, с.16).
В связи с этим, актуально определить характер взаимоотношений "социальной" и "экономической " сфер общества, рассмотреть понятие "экоэкономизации" молодежи ( В. Павловский) .
1. Под экономической сферой общества мы понимаем сферу общественной экономики, под социальной - область неравенств положения общественных групп во всех сферах общественной жизни.
2. Взаимоотношения между экономическими и социальными областями - это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально - экономические процессы.
( 35, с. 56).
Экоэкономизацией подростающих поколений является их переход в качественно новое состояние, обуславливающее действительное взросление, включение в общественное производство материальных и (или) духовных благ как самостоятельных трудоспособных субьектов, тесно взаимодействующих с биосферой. Содержание экоэкономизации молодежи детерминируется общественно - экономической формацией и системой цивилизационных характеристик, характером и уровнем развития производительных сил, соответствующими им производственными отношениями, социальной структурой, а также состоянием и возможностями окружающей среды. Производственные силы - наиболее общее определение совокупности всех участвующих в производственных процессах людей и вещественных элементов производства. Главная производительная сила общества - трудящиеся, непосредственные участники общественного производства. Современное общество, чтобы обеспечить свое дальнейшее существование и развитие постоянно готовит из подрастающих поколений квалифицированных работников и
- 18 -
• специалистов. Страны, не способные выполнить эту большую работу в
необходимых масштабах и с соответствующим качеством, обречены быть аутсайдерами, а население в массе - жить в бедности ( 94, с. 131). Постоянная подготовка новой смены производительных работников также предохраняет общество от деградации и застоя в социальных и духовных отношениях (65; 66, с. 47-62).
Как уже отмечалось выше ( см. Введение), практически не было специальных исследований, в которых изучались интересы различных социальных институтов, групп и слоев по отношению к молодежи, ее социальному статусу, качеству жизни, и самой молодежи к другим группам общества и институтам, призванным решать молодежные проблемы; важно уйти от механистических воззрений на молодежь как часть общества ( цело-частные отношения ), а рассматривать ее как органически пронизывающую всю социальную структуру. Без перехода от принципа "механизма", "механизменности" в жизнедеятельности общества к принципу феномена, феноменологичности нельзя действительно раскрыть закономерности функционирования и развития такого
ы
сложного живого экообщественного обьекта как молодежь (94, с. 22) .
Поэтому важен анализ имеющегося у молодежи набора статусов ( и приписываемого ей обществом), заполнения ею основных страт общества, изменения характера и динамики межпоколенного взаимодействия . Пересмотр приоритетов государственной молодежной политики: не одноразовые мероприятия, акции и программы, носящие мозаичный, заявительный характер, формирующие благоприятный для власти эмоциональный фон, попытки влиять на социальное настроение (Ж.Тощен-ко; 141, с.19) молодежи, а идеологическая установка, рассматривающая собственные социальные интересы молодежи, в первую очередь в сфере труда, с точки зрения стратегических задач общества в целом, и связанные с этим системные действия.
1.2 Современная молодежь в системе социально - трудовых отношений
Известно, что наиболее весомый результат анализа как для развития теоретической мысли, так и для выработки рекомендаций, пригодных к реализации в практике социального управления, получается при междисциплинарном подходе к исследованию процесса ( 96, с. 56) .
Отсюда актуально рассмотрение проблем труда и занятости молодежи с позиций экономической социологии - науки, возникшей на стыке экономики труда и социологии труда ( 135 , с. 102), которая рассматривает экономическое поведение человека сквозь призму со-
- Киев+380960830922