Вы здесь

Социально-экономические проблемы государственного регулирования деятельности предприятий в условиях переходного периода

Автор: 
Шайхутдинов Рифат Габдулхакович
Тип работы: 
Дис. канд. экон. наук
Год: 
1999
Артикул:
1000208114
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

- 2 ~
П О 17 Т5 Р Ъ* А 'гТ V. V.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТЖО-4ЖТОДОЯ011^ЧЕ(ЖИЕ ПОДХОДЫ К
ПРОБЛЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО 1ЕГУЛИРОЗАНШ
зконоьжи
§ I. Необходимость оптимизации государственного управления экономикой в переходный период
§ 2, Этические аспекты государственной регуляции экономики
§ 3. Концепция социальной рыночной экономики и ее значение для российских реформ
ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНШИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ РОССИИ
§ I. Системность государственного регулирования
§ 2. Государственное регулирование деятельности предприятий в переходный период
§ 3. Социологические аспекты взаимодействия предприятий и властных структур
ГЛАВА 1л. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСШРСТ-НЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛКЯОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
§ I. Развитие нормативно-правовой базы регулирования экономической деятельности предприятий
§ 2. Социальные механизмы совершенствования системы государственного регулирования экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
стр.
3
9
30
50
66
77
ЮС-
138
160
177
Актуальнооть темы. Проблема развития предприятий является актуальной для любой экономики. 3 условиях российских реформ эта проблема приобретает особенно острое звучание. Переход от плановой системы регулирования хозяйственной жизни к рыночным условиям сопровождался фактически самоустранением государства от выполнения регулирующих функций и абсолютизацией экономического либерализма. Систематическое, наблюдаемое на протяжении длительного периода падение отечественного производства требует анализа и обобщения опыта государственного регулирования эк ономики.
Однако разработка принцшгоз взаимодействия государства и предприятий предполагает ориентацию властных структур на обратную сзязь с объектом управления. 3 настоящее время этот решающи!! элемент управления практически отсутствует. Система правотворческой, коркатизко-регулдрующей деятельности государства з настоящее время не учитывает интересы производственных структур. Это во многом обусловливает существующую неэффективность законодательства, при которой указы и постановления, приемлемые в общетеоретической форме, при реальном применении фактически разваливают предприятия. Необходим исследования, выявляющие запросы, потребности предприятий, мотивы их экономического поведения.
Зще одним важным элементом системы государственного регулирования в сфере экономики является ориентация предприятий как субъектов рынка на саму власть. Объективные трудности переходного периода к неподулярные меры могут быть преодолимы
- 17 -
програш® рассчитывает на введение системы мер по ужесточению налогового администрирования, на основе внесения изменений в уголовное к гражданское законодательство, законодательство о банках и другие отрасли законодательства. Применительно к предприятиям планируется обеспечение поэтапного снижения ставки налога на добавленную стоимость, освобождение организация-экспортеров от налога на добавленную стоимость с сумм авансовых платежей, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев.
По мнению авторов государственной программы, необходимо восстановить порядок, предусматривающий уплату налога на добавленную стоимость по отгрузке продукции, а также снизить предельную ставку налога на прибыль с 35$ до 30$, з том числе на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет - с 13$ до 11$, з бюджеты субъектов Российской Федерации - с 22$ дс 19$. 3 сфере промышленной политики государства необходимо уточнить перечень и порядок учета затрат, включаемых в себестоимость продукции с целью включения в издержки всех обоснованных и документально подтвержденных затрат по производству и реализации продукции. 3 плане нормативного регулирования необходимо ускорить разработку перечня групп амортизируемого имущества для сокращения количества корм амортизационных: отчислений и применения на практике ускоренной амортизации основных производственных фондов организаций при условии целевого использования получаемых средстз. Государственная программа планирует отменять существующие ограничения на применение льготы по выведению из-под налогообло-
- 18 -
пеняя средств организаций, инвестируемых в развитие производства, его реформирование к инновации, но одновременно усилить государственный контроль.
С целью поддержки предприятии в государственной программе планируется полностью снять административные ограничения л запретительное налогообложение по реализации организациями на внутреннем рынке продукция по цене ниже себестоимости и состоящего на балансе имущества по цене ниже остаточной стоимости. С целью оптимизации финансового положения предприятий в государственной программе предполагается, что Министерство финансов Российской Федерации к Государственная налоговая служба Российской Федерация должны обеспечить перерасчет задолженности по уплате пеней и штрафов, начисленных по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды с целью их сокращения в 7 раз, в том числе з первую очередь по организациям, задолженность которых образовалась в результате недофинансирования государственного заказа.
3 государственной программе планируется пересмотреть существующие налоговые льготы, не имеющие социальной направленности и не связанные с научной л инновационной деятельностью, уменьшить перечень льгот по уплате таможенных платежей, ислользсзать механизмы налогового л таможенного с т ицу лир о ва кия для привлечения инвестиций. Для оптимизации внешней среды д&ятелькости предприятий при внешнеэкономических взаимодействиях планируется провести переговоры с государствами, на территории которых находятся оффшорные зоны и с которыми у Российской Федерации имеются договоры об из-