СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
Глава I
§1.
Важнейшие черты кризиса современной государственной инвестиционной политики
Социально-экономические условия инвестиционной деятельности в России
1.1. Макроэкономический аспект
1.2. Микроэкономический аспект
§ 2. Экономическая несостоятельность существующей стратегии и тактики инвестиционной деятельности
2.1. Инвестиции в системе основных экономических индикаторов
2.2. Разрушение воспроизводственного цикла
Глава II Экономические основы формирования рынка инвестиционных ресурсов
§ 1. Вопросы государственного регулирования рынка инвестиционных ресурсов
1.1. Общая характеристика инвестиционных ресурсов
1.2. Источники инвестиционных ресурсов
1.3. Источники финансирования инвестиций
§ 2. Комплексный анализ факторов риска в инвестиционном процессе
2.1. Специфика анализа рисков при реализации инвестиционных проектов
2.2. Отраслевой анализ систематического риска
Глава III Финансовая стабилизация и инвестиционная активность
§ 1. Приоритеты государственной инвестиционной политики в условиях переходной экономики
§ 2. Социально-экономические проблемы инвестиционной активности
§ 3. Новые формы привлечения и гарантии осуществления инвестиций
Заключение
Список литературы
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется объективной необходимостью научного анализа и методологического обоснования инвестиционной политики государства.
Воспроизводственная оценка ситуации в целом обнаруживает, что в настоящее время экономика переживает фазу структурно-
инвестиционного кризиса. Большинство предприятий в основном исчерпало имеющиеся резервы «экономического выживания» и функционируют в условиях спросовых и финансовых ограничений, ужесточающейся конкуренции, а кризисные явления «локализуются» в отдельных производствах.
Продолжают углубляться структурные диспропорции, в том числе в высокотехнологичных отраслях экономики, не снижается острота проблем финансового положения и платежеспособности предприятий, банкротств, закрытия части из них, роста безработицы и обострения экологической ситуации.
В России в структуре ВВП продолжает снижаться доля валового накопления, как результат уменьшения удельного веса инвестиций в основной капитал в совокупном объеме валового продукта1. Выявление закономерностей и особенностей трансформации воспроизводства в условиях перехода к рыночным отношениям, выбор инвестиционных приоритетов с учетом формирования системообразующих элементов рыночного хозяйства, их ресурсно-финансовое обеспечение и анализ капиталовложений позволяют комплексно обосновать инвестиционную политику государства.
При этом, современные методы финансового анализа и экспертизы при отборе инвестиционных проектов должны иметь
1 В среднем за 1997 г. объем инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) снизился в России на 18%.
17
Российская ситуация: поправка к учебной модели.
Кардинальное значение для развития источников инвестиций в условиях российской экономики приобрел такой макроэкономический параметр как недостаточная емкость денежной массы по отношению к величине реального хозяйственного оборота. Этот показатель в 1994 году составлял 149% и вырос по сравнению с декабрем 1993 года на 29%. Это отношение примерно равно соответствующему показателю в послевоенной Японии. Однако, чтобы оценить его значение, придется учесть, по крайней мере, три дополнительных обстоятельства, которые мы упомянули выше:
- исюпоченностъ из денежного оборота крупных блоков реального хозяйственного оборота (земля, интеллектуальная собственность, производственные фонды), а также использование в хозяйственном обороте других его элементов по ценам, не отражающим воспроизводственную стоимость изнашиваемых факторов производства (рабочая сила, производственные фонды и пр.);
- замедление хозяйственного оборота, после исчерпания товарных запасов, износа производственных мощностей и сдвига активности в сторону недропользования и первичной переработки (общее снижение ликвидности хозяйственных ресурсов);
- циклические проблемы преодоления спада и подавленности деловой активности.
Вынужденное нарастающим износом мощностей и обострением проблемы неконкурентоспособности производств потенциальное смещение хозяйственных предпочтений в сторону сбережений и производственных инвестиций, вызывая к жизни попытки привести цены основных фондов в соответствии с их восстановительной стоимостью
18
путем их тотальной переоценки, - способно вызвать целый комплекс трудноразрешимых проблем.
Политика переоценки экономических активов:
- обесценивает свободные капиталы хозяйственных агентов;
- угрожает существенным замедлением экономического кругооборота;
• блокирует денежную приватизацию;
- резко расширяет налоговую базу;
- снижает рентабельность производства;
- порождает волну банкротств предприятий;
- выводит часть средств из банковской сферы.
Произведя такую переоценку, обнаружится, что стоимость хозяйственных активов должна вырасти в несколько раз, для чего у нынешнего государства не существует даже принципиальных рецептов приведения в соответствие денежно-кредитной системы. Так что, при недостаточной технолшичности такой политики страна лишается способности к самостоятельному вопросу основного капитала (для этого у нее нет возможности расширить денежное обращение и адаптировать его к нуждам накопления).
С другой стороны, избрав неверно базу для развития российской денежной экономики, государственная политика в области сбережений и инвестиций не может свернуть с проторенной дороги ко все большей зависимости от экспортных заработков и иностранных кредитов. По оценкам самих правительственных экспертов, в рамках сегодняшнего порядка работы правительства, возможность сколько-нибудь заметно расширить кредитную эмиссию, увеличив предложение денег на рынке, снизить рыночные ставки, а затем снизить и ставку рефинансирования у правительства России отсутствует. Принципиально важно, что размеры кредитной эмиссии предопределены соглашением между Правительством
- Киев+380960830922