Вы здесь

Социально-экономические основы и факторы развития сотрудничества Китая и России в начале XXI века

Автор: 
Лю Ин
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2005
Артикул:
195627
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение 3
Глава 1. Стратегическая необходимость социально-экономического
партнерства России и Китая. 8
1.1 Геополитические и социально-экономические основы и факторы сближения и сотрудничества России и Китая 8
1.2 Китай: социальные проблемы реформирования и значимость стратегического партнерства с Россией. 24
1.3 Россия: социально-экономические реформы и необходимость их корректировок в свете опыта Китая 37
Глава 2. Россия — Китай: особенности социально-экономического и
научно-технического сотрудничества на современном этапе --------51
2.1 Специфика российско-китайского социально-экономического
сотрудничества в конце XX начале XXI века ---51
2.2 Научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем
и подготовка кадров ---66
Глава 3. Межрегиональное приграничное сотрудничество России и
Китая в сфере трудовых ресурсов.----------------------------------------------------------------84
3.1 Реформирование районов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая: социально-экономические последствия. -84
3.2 Пути и формы сотрудничества в сфере трудовых ресурсов в
приграничных районах Дальнего Востока России и Северо-Востока
Китая 108
Заключение 132
Список использованной литературы 142
Введение
Актуальность темы исследования. В конце XX—начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать предоставившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Развитие экономики характеризовалось устойчивым ростом, составившим около 10% в год (2004).' Жизнь населения страны в целом достигла среднего прожиточного минимума (Сяо Кан).2
В 2005 году Китай завершает 10-ую пятилетку и запускает десятилетнюю, двадцатилетнюю и шестидесятилетнюю прогламмы развития, которые вместе составляют китайский проект: приобретения статуса «великой глобальной державы первого порядка», который, по словам Дэн Сяопина, «целиком отвечает древней истории, чести и достоинству ханьской нации».3
В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы» ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из неотходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения4.
Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России. Поэтому научная разработка направлений, путей и форм социального, культурного, экономического сотрудничества (партнерства) народов России и Китая имеет
1 ('!'А1<ФЙЛА*Н&(3-е собрание 10-го Обща«государственного Народного Съезда), Пекин, 2005. с. 2.
2 КитаП-2005, Пекин., 2005, с. 99.
3 «Завтра», №12, март, 2005 г., с.З.
4 См.: Доклад Цзян Цзэминя на XV съезде КПК// Жэньминь жибао, 22.09.1997.
3
сделал производимую в Китае продукцию сверх конкурентоспособной. В результате тысячи фирм, включая американские и европейские, начали перебрасывать в Китай свос производство, в первую очередь сборочное. Экономический взрыв, выразившийся в росте темпов производства почти на 10% в четвертом квартале 2003 года привел к резкому расширению потребления в Китае энергоносителей и в первую очередь нефти. С начала 2003 г. именно Китай определил устойчивость спроса на мировом нефтяном рынке.
Совместная с Китаем разработка ресурсов имеет важное значение и для развития российской экономики. Неосвоенные природные ресурсы - это потенциальные возможности экономики.
Нужно учитывать, что пока Китай (в котором проживает свыше 20% населения Земли) потребляет лишь 5% нефти. Между тем СШЛ из-за своих геополитических притязаний и стремления не допустить усиления влияния Китая разными способами препятствуют наращиванию импорта нефти и газа, особенно из России, Казахстана и Средней Азии, и предпринимают меры по захвату нефтегазового рынка (с его инфраструктурой) в Китае. Энергоресурсную ситуацию в стране может изменить только быстрая активизация соответствующих российско-китайских связей и превращения России в значимого субъекта китайского рынка энергоресурсов. Решение этого вопроса зависит в первую очередь от самой России.
Во-вторых, одной из задач политики США является наполнение китайских товарных рынков американскими товарами, что будет значительно легче выполнить после достижения соглашения между США и Китаем о поэтапном снижении тарифов на импортируемые из Америки товары на 5% , с предоставлением американским фирмам права самим реализовывать свою продукцию.
Такая ситуация чревата кризисом на китайских рынках продовольствия, товаров народного потребления с вытекающими отсюда социальными последствиями. Есть намерения проникновения американских банков в
13
сферу банковской деятельности в Китае, что может подорвать еще не сложившуюся его собственную банковскую систему. В результате геоэкономическая политика и социально-политические претензии США создают вполне реальные угрозы национальным интересам и безопасности Китая.
США постоянно ставят разные политические условия, усиливают нажим. С 1989 г. и по сей день американский Конгресс постоянно осуждает позицию Китая по правам человека, тайваньской и тибетской проблемам и даже о поставке на экспорт продукции, произведенной в исправительно-трудовых лагерях; различные политические нападки вредят развитию двусторонних торговых отношений.
Из сказанного вытекает, что Китаю нужны противовесы американским гео-устремлениям. В определенной мере роль такого противовеса способны сыграть китайско-западноевропейские связи, поскольку ЕС в отношениях с Китаем преследует собственные интересы, определяемые конкуренцией с США и намерениями противопоставлять Китай России. Но ЕС не устранит негативных последствий расширения присутствия США на товарных, финансовых и ресурсных рынках Китая. В данном случае проблема может быть в большей мере решена за счет развития российско-китайского торгового (включая ресурсно-сырьевое), производственно-технического (включая строительство новых объектов), транспортного, финансового, организационно-правового сотрудничества, в деле подготовки кадров и становления различных форм многостороннего партнерства и субрегиональной интеграции (объединение капиталов ряда стран для реализации крупных проектов, в том числе строительства газо- и нефтепроводов, транспортных и информационных коммуникаций и т.д., создания зон свободной торговли и их расширение, формирование таможенных союзов, основание субрегиональных валютных фондов и пр.).
В свою очередь существенным аспектом корректировки российских реформ, связанным с внешними экономическими отношениями, в том числе
14