Вы здесь

Основні принципи формування стратегії розвитку національного торгового флоту України.

Автор: 
Печерська Наталія Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U001588
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ФЛОТА
2.1. Концептуальное содержание понятия стратегии и этапов ее формирования

Проведенный анализ состояния и перспектив развития отечественного флота, а также опыт ведущих морских государств свидетельствуют о необходимости применения четкой государственной судоходной политики на базе эффективной стратегии развития национального торгового флота. Однако анализ функционирования судоходных предприятий и морской транспортной отрасли в целом показывает, что в настоящее время вопросам стратегического принятия решений уделяется недостаточное внимание.
В некоторой степени это объясняется неясностью будущих ситуаций, часто меняющимся законодательством, происходящими процессами приватизации, неустановившимися рыночными отношениями, нестабильностью экономической, правовой базы, сложностью прогнозирования, жесткой ограниченностью инвестиционных ресурсов.
Отчасти это связано и с недостаточной разработкой научно-методических положений по данному вопросу. И, в первую очередь, необходимо, по нашему мнению определиться с понятием стратегии вообще и, в частности, стратегии развития национального флота.
Исторически понятие "стратегия" сложилось в военном лексиконе, где оно означало планирование и претворение в жизнь политики государства и военно-политического союза ряда стран с использованием всех доступных способов.
Сейчас достаточно много места в экономической литературе занимает вопрос относительно соединения или разделения подходов к определению "стратегии как процесса" и "стратегии как результата" (конечного ориентира).
В первом случае для определения стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:
а) "кто мы? Где мы находимся?" (положение а);
б) "куда мы идем? или какими мы хотим быть?" (положение б);
в) "когда и как мы достигли наших целей?", то есть перейти из положения а) в положение б).
Определение "стратегии как результата" связано с отождествлением цели и стратегии и обусловлено необходимостью установления конкретных ориентиров для осуществления стратегической деятельности. В этом контексте различают следующие подходы.
Чаще всего стратегию осуществляют с позицией на рынках, с мероприятиями, которые дают возможность укрепить конкурентную позицию и увеличить долю на "своих рынках", вести борьбу за завоевание новых рынков и др. [30, 46, 60, 136].
В более широком определении стратегия - это конкретизированная в определенных показателях позиция в среде, которую занимает предприятие, это - своеобразный взгляд на внутреннюю и внешнюю среду и попытка найти пути эффективного приспособления к внешним, неконтролируемым факторам, а также проведение необходимых перемен элементов и их комбинаций внутренней среды [3, 19, 110].
В современной литературе также можно выделить две основные концепции стратегии - философскую и организационно-управленческую.
Философская концепция акцентируется на обобщающем значении стратегии. Стратегию можно рассматривать как философию, которой должно руководствоваться предприятие, принявшее ее в действие. С этой точки зрения стратегия это:
- позиция, которая ориентирует на постоянное развитие;
- интегральная часть менеджмента, которая позволяет осознать будущее;
- процесс специфического мышления;
- возобновляемая ценность, которая дает возможность достичь наилучших результатов активизацией всех ресурсов.
Организационно-управленческая концепция стратегии связана с конкурентными действиями, способами и методами осуществления стратегической деятельности.
В соответствии с взглядами классика стратегического планирования А.Чандлера, стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач, разработка курса действий и распределения ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей [135]. С одной стороны, такое толкование "стратегии" опирается на традиционный подход к определению ее как особого метода распределения ресурсов между текущими и будущими видами деятельности. А. Чандлер отмечает, что "стратегическая альтернатива должна строиться сравнением возможностей и ресурсов с учетом принятого уровня риска" [135]. С другой стороны, в этом определении основной акцент делается именно на определении целей. К такому подходу близко следующее определение: "стратегия - это общий всесторонний план достижения целей"[71].
Отождествление стратегии и плана вытекает из теории игр, где стратегия - это план действий в конкретной ситуации, которая зависит от действий оппонента. А.Томпсон связывает плановые аспекты стратегии с поведенческими аспектами организации [138].
В фундаментальной работе И. Ансоффа "Стратегическое управление'' приводится такое понятие стратегии: "по своей сути стратегия является перечнем правил для принятия решений, которыми организация пользуется в своей деятельности" [3].
Все приведенные определения с разных сторон характеризуют понятие стратегия.
Подводя общий итог, необходимо отметить, что на данный момент не существует общепринятого определения данному понятию. Тут, на наш взгляд, очень уместно высказывание Г. Минцберга: "Каждое определение добавляет важные элементы к нашему пониманию стратегии, заставляя нас ставить фундаментальные вопросы про организации и их развитие вообще" [136].
По моему мнению, в существующей научной литературе нет достаточно четкого определения и выделения в отдельную категорию понятия экономическая стратегия (в основном речь идет о стратегии управления, т.е. применение в основном организационных рычагов регулирования стратегической деятельности предприятия).
В связи с этим, в диссертации предлагается следующее определение экономической стратегии: установление обоснованных долгосрочных экономических целей, разработка механизмов их наиболее эффективного достижения, что предполагает получение максимального дохода и минимизацию издержек.
Под экономической стратегией развития флота Украины предлагаем понимать с