Вы здесь

Оцінка ефективності лізингу повітряних суден.

Автор: 
Кабаніхіна Крістіна Валеріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U002569
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
2.1. Применение системного подхода к оценке экономической
эффективности лизинга воздушных судов
Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, проведенный в п.1.3.2, показывает, что в большинстве случаев выбор оптимальной схемы финансирования обновления основных фондов делается методом сравнения двух альтернативных вариантов: использование банковских кредитов и приобретение основных фондов на условиях лизинга.
Для решения проблемы оценки экономической эффективности формирования парка ВС в данной работе предлагается использовать системный подход, основанный на методах системного анализа, проектного анализа, экономико-математического моделирования.
В литературе известно много определений системного подхода, уточняющих и дополняющих друг друга [35, 76-78]. Не имеет смысла цитировать все эти определения в данной работе. Сделаем лишь два исключения. По определению Д.Бурчфилда: "Системный подход - это широкие возможности для получения самых разнообразных оценок и суждений и предполагает поиски самых разнообразных вариантов выполнения той или иной работы с дальнейшим выбором оптимального" ?35?. По мнению автора, это определение наиболее точно и полно отражает методологическую сущность предлагаемого подхода к оценке эффективности лизинга ВС. Иными словами, системный подход сводится к охвату всей сферы познания, находящейся в ведении профессионала, а не к сосредоточению внимания на некотором частном участке, входящем в эту сферу.
По определению, данному в ?36?, с экономической точки зрения системный подход - это "комплексное изучение экономики <авиакомпании - автор> как единого целого с позиций системного анализа". Комплексное изучение, в свою очередь, предполагает анализ и синтез системы. Поскольку главная особенность сложной системы, каковой является авиакомпания, - тесная взаимосвязь всех её элементов и подсистем, то системный подход авиакомпании к лизингу воздушных судов (ВС) означает учёт всех этих взаимосвязей, изучение лизинг-объекта как структурной части более сложной системы (парка ВС авиакомпании), выявление роли лизинга в хозяйственной деятельности авиакомпании и, наоборот, воздействие авиакомпании на параметры лизинга.
Основные отличия системного анализа от других более или менее формализованных подходов при обосновании управленческих решений сводятся к следующему [35]:
- рассматриваются все теоретически возможные альтернативные методы и средства достижения целей по жизненному циклу системы, правильная комбинация и сочетание этих различных методов и средств;
- альтернативы системы оцениваются обязательно с позиций длительной перспективы (особенно для систем, имеющих стратегическое назначение);
- четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же проблемы;
- особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.
Совокупность перечисленных и ряда других отличий системного анализа придали этому "формализованному здравому смыслу" те методологические достоинства, благодаря которым он нашёл такое широкое применение при решении сложных задачах управления и принятия решений, в частности, в задачах планирования парка воздушных ВС авиакомпании.
Парк ВС - это наиболее фондоёмкая, динамичная и многоальтернативная компонента авиакомпании. Приобретение даже одного ВС - это большое событие в хозяйственной деятельности авиакомпании, которому предшествует трудоёмкая и кропотливая работа по оценке многочисленных вариантов возможного изменения существующего парка. На рис. 2.1 показано примерное дерево вариантов формирования необходимого парка, которое авиакомпания может использовать при принятии решения об изменении существующего парка.
При избыточном парке авиакомпания может продать или сдать в лизинг не используемый ею самолет. При решении приобретения дополнительных самолетов авиакомпания должна определить требования к самолету и, если уже существует на рынке ВС самолёт с желаемыми характеристиками, то авиакомпания может купить самолеты и/или взять в лизинг. Если же ВС с необходимыми характеристиками не существует, то крупная авиакомпания (или несколько авиакомпаний) может заказать производство нового самолет (или модификации существующего), отвечающего заявленным технико-экономическим требованиям заказчиков.
Затемнённая часть блоков рис. 2.1 указывает на то, что провозглашённый в начале раздела системный подход касается лишь части более обширной проблемы изменения существующего парка. Если учесть сегодняшнее состояние парка ВС, доступность и стоимость долгосрочного финансового кредита, а также уровень обеспеченности собственным капиталом, то для украинских авиакомпаний наиболее реальны два варианта: лизинг или покупка в кредит.
По мнению автора, метод оценки экономической эффективности лизинга ВС должен быть ориентирован на оценку реализации максимально возможных целей, охватывающих все важные аспекты функционирования парка ВС (удовлетворение спроса, рациональное использование всех видов ресурсов, повышение производительности парка за счет рациональной расстановки и закрепления ВС за авиалиниями, соблюдение функциональных условий и т.д.).

В таком случае суть системного подхода к лизингу ВС состоит в том, что:
1. Эффект взятого в лизинг ВС оценивается на множестве всех допустимых комбинаций его использования в динамической структуре парка авиакомпании по экономическому критерию;
2. При формировании множества допустимых вариантов использования арендуемого ВС учитываются возможные изменения по составу начального парка и конфигурации сети авиалиний, закреплённых за ВС данной авиакомпании;
3. Под экономической эффективностью лизинга ВС будем понимать отношение полученного эффекта как будущего положительного результата инвестиционного проекта к затратам на этот про