Вы здесь

Економіко-екологічний рейтинг у системі управління підприємством

Автор: 
Балакай Оксана Борисівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U003718
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Рейтинговые методы оценки деятельности предприятий

Необходимость перехода на принципы устойчивого развития, которые были определены в разделе 1, требует формирования новой системы оценки деятельности предприятия, развития экономико-экологического анализа как составной части экономико-экологического управления. Результаты данного анализа дают основу для формирования рейтинговой оценки экономико-экологической деятельности предприятия, которая позволит оценить систему экономико-экологического управления и выработать соответствующее управленческое решение в контексте стратегии устойчивого развития.
Исследования, проведенные Горкавым В. [28], Гончаренко Н. [28], Горлицким Б. [29], Данилко В. [36], Ериной А. [39], Осауленко А. [79] позволили выявить основные понятия, методику расчета и особенности в области построения экологических рейтингов. Однако предлагаемые методы не достаточно учитывают особенности национальной системы учета в Украине, отраслевую специфику субъектов оценивания и не в полной мере отражают различные аспекты экономико-экологической деятельности предприятия. Поэтому требуется усовершенствование метода построения рейтинговой оценки экономико-экологического уровня на основе обобщения различных подходов.
В конкурентной экономической среде рейтинговые оценки стран, регионов, организаций и предприятий стали важным информационным средством при установлении и поддержании деловых отношений в рамках хозяйственной деятельности, регулирования делового общения. Необходимость рейтинговой оценки прежде всего вызвано многообразием институтов мирового и регионального хозяйства, ростом количества субъектов хозяйствования, усложнением связей между ними, расширением трансграничной экономики, корпоративной формой производства со специфическими экономическими отношениями между ними.
Это, безусловно, потребовало создания простой, понятной и общепризнанной шкалы, которая позволяет оценить фактическое экономико-экологическое состояние. Различные подходы к решению такой задачи породили разнообразные методы рейтинговых оценок, которые представляют на рынок рейтинговые агентства.
Система рейтинговой оценки играет ключевую роль при оценке уровня надежности партнеров. Результаты рейтинговой оценки в компактной и емкой форме характеризуют хозяйствующие субъекты и играют роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых отношений. Поэтому текущий рейтинговый уровень и его динамика служат информационными сигналами для сохранения, расширения или свертывания взаимосвязей.
Рейтинг - это комплексная оценка состояния субъекта, которая позволяет отнести его к некоторым классу или категории [89]. Термин "рейтинг" (англ. rating) переводится как "оценка, определение стоимости" или как "отнесение к классу, разряду, категории". Таким образом, в самом определении рейтинга речь идет об оценке состояния самого субъекта рейтингования, а не о построении группы субъектов по некоторому ранжиру. Вместе с тем оценка состояния субъекта вполне может предполагать сопоставление как с аналогичными субъектами, так и с некоторым состоянием абстрактного субъекта данного типа, которое принимается как эталонное. Списки субъектов, ранжированные по величине одного показателя, принято называть рэнкингом.
Рыночная экономика предоставила хозяйствующим субъектам самостоятельность и возможность выбора стратегии поведения в соответствующей среде, но при этом возросла цена ошибок управленческих решений из-за отсутствия государственной поддержки. Для принятия решения в таких условиях с учетом дефицита объективной информации необходима независимая оценка в виде мнения независимого эксперта. Эту роль берут на себя рейтинговые агентства, публикуя рейтинги экономических субъектов. Тем самым формируется система рейтингов, структурированная по региональному и предметно-отраслевому признакам.
Общая задача создания, производства, обновления и предоставления рейтингов состоит в разделении субъектов хозяйствования на группы по ряду формальных и неформальных признаков. Для создания системы рейтингов проводятся мониторинг и обработка значительных массивов экономической информации. Результаты анализа деятельности субъектов экономики или групп выражаются комбинацией символов, характеризующих состояние хозяйствующего субъекта и ожидания на перспективу.
Рейтинги разрабатывают и присваивают специальные рейтинговые агентства. История их деятельности начинается с XIX в. Первые рейтинговые агентства появились в США. Наиболее известными из них являются Moody's Investors Service и Standard & Poor's. Одной из особенностей деятельности мировых рейтинговых агентств является специализация на присвоении рейтингов, в том числе странам, крупным городам и регионам, ведущим банкам и компаниям. Вслед за США система национальных рейтинговых агентств была создана в Канаде, Европе, Австрии, Австралии, Латинской Америке.
Роль рейтингов в информационном обеспечении предпринимательской деятельности является определяющей для предприятий среднего и малого бизнеса, поскольку масштабы их деятельности не всегда позволяют содержать дорогостоящие группы аналитиков. Таким образом, рейтинги выполняют информативную функцию, помогают выработать долгосрочную стратегию, а также способствуют открытости и прозрачности.
Одним из факторов, обуславливающих специфику отдельных рейтингов, выступает потенциальный пользователь. Классификация пользователей рейтингов представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные потребители рейтинговых оценок
Потребители рейтингового продуктаСубъекты хозяйственного оборотаРейтинговый продукт123Иностранные институциональ-ные инвесторы (пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.)Страны
Отдельные регионы
Предприятия и организации инвестиционного уровняОценка инвестиционной привлекательности в целом и привлека