Вы здесь

Карнавальность в музыкальной культуре западноевропейского романтизма

Автор: 
Куклинская Марина Яковлевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2000
Количество страниц: 
180
Артикул:
1000310185
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
Введение 3
Глава 1. Поэтика карнавальности.................................... 18
§ 1. Исторические аспекты проблемы карнавала и карнавал ьности 18
§2. Теоретические аспекты проблемы карнавал ьности.............. 26
§3. Поэтика карнавальности и философия романтизма............... 40
Глава 2. Карнаватьность в музыкальном театре XIX в................. 62
§ 1. Формирование принципов карнавальности в театре дороман- 62
тической эпохи........................................
§2. Карнавальность в оперном театре XIX века................ 73
§3. Карнавал и оперетта..................................... 103
Глава 3. Карнаватьность в инструментальной музыке романтиче- 115
ской эпохи.........................................
Заключение........................................................ 158
Список литературы............................................. 162
Нотные примеры.................................................... 170
3
ВВЕДЕНИЕ
Карнавал - это уникальное явление культуры.
Возникнув в глубокой древности, карнавал прошел многовековой путь развития, пока, наконец, не получил официального признания, закрепленного специальным указом Венецианского сената 1296 году.
Карнавал - так называемый "главный праздник традиции", который связан с воплощением идеи умирания старого и рождения нового мира. Его мифологические корни во многом обусловливают структуру и содержание карнавального действа. Древнеегипетские мистерии в честь Озириса, драматические представления гибели Таммуза в Шумеро-Вавилонии, античные Дионисии и т. п. не назывались "карнавалами", но их мифологическая суть, их "архе" совпадают с карнавальным: разделяя старое и новое, праздники такого типа, одновременно, обеспечивали "связь времен", цикличность жизненного пути. Отсюда их двойственная, "амбивалентная природа" (12, 31) - осознание неизбежной трагедии конца мира, без которой невозможна радость его обновления.
Карнавал, ставший неотъемлемой частью человеческой культуры, не мог не оказать влияние на художественное творчество. Его образы и приемы нередко были и продолжают оставаться источником для целого ряда явлений искусства. Более того, в современную эпоху "карнавализа-ция" культуры приобретает все более глобальные масштабы, затрагивая вопросы не только художественного творчества, но и философии, эстетики, психологии, этно1рафии, истории. Чтобы выявить механизм фунциро-вания карнавальных принципов в музыке XX века, необходимо обратиться к историческому опыту карнавальности, времени накопления приемов и форм, получивших развитие в дальнейшем. Особенно плодотворным историческим периодом в формировании карнавальности как типа и способа мышления становится эпоха романтизма. Об огромном интересе романти-
17
Б третьем - основном - разделе рассматриваются проблемы взаимосвязи кар навал ьности с философией и эстетикой романтической эпохи.
Вторая глава посвящена проблемам карнавальности в музыкальном театре. Она также состоит из трех разделов: в первом рассматриваются исторические предтечи карнавальности в музыкальном театре, второй посвящен непосредственно романтическому театру, особенностям формы и тематических приемов, рожденных карнавальной образностью; третий раздел поднимает тему "карнавал и оперетта".
Третья глава данной работы освящает некоторые стороны проявления карнавальности в инструментальной музыке XIX века, ее влияние на основные типы жанровых структур - сюитный, сонатный и поэмный.
Проблемы карнавальности в музыке XX века будут обозначены в заключительной части работы.
18
ГЛАВА 1
Поэтика карнавальности
§1. Исторические аспекты проблемы карнавала и карнавальности
Существует несколько версий о происхождении слова «карнавал». Наиболее убедительную, на наш взгляд, излагает Н.А.Красовская (82, 16). Прослеживая этимологические корни слова, исследователь отмечает, что «карнавал» в древности звучал как «carrus-navalis» - «колесница - корабль». На такой колеснице в древнем Вавилоне верховный бог Мардук возвращался из храма Иштар в храм Эсагилла. Позднее корень «саг» стали воспринимать как основу слова «саго» (лат.) или «сагпе» (ит.). Отсюда несколько вариантов словосочетаний: «carnem levare» (оставить мясо), «camevale» (мясоед) и, наконец, «came-vale!» (да здравствует плоть!). Если «carrus-navalis» точнее характеризует историко-обрядовые истоки карнавала, то «came-vale!» выражает его суть - буйство плоти, перемещение «верха и низа», господство грубоватого народного юмора, от которого тянутся нити к театральным формам фарсового типа.
Н.А.Красовская указывает на связь карнавала и театрализованных празднеств древнего Рима -сатурналий, в частности - жертвоприношения царя сатурналий по окончанию праздника с целью, подобной той, с которой впоследствии будут сжигать чучело карнавала: это ритуальная смерть, необходимая для наступления новой жизни.
Но карнавал был связан не только с сатурналиями. На самых ранних этапах истории карнавала обнаруживается его связь с театром. Карнавал, равно как ;и .театр, имели общего «прародителя»: обрядовые мимические игры, имевшие место на праздниках умирающих и воскресающих богов плодородия. Как отмечают Г.Бояджиев и А.Образцова: «Праздники этого типа имели две стороны: «страстную», серьезную, и карнавальную, про-