Вы здесь

Претворение традиций русской Панихиды в Братском поминовении А. Кастальского

Автор: 
Сыстерова Наталия Николаевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2004
Количество страниц: 
201
Артикул:
133925
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Оглавление
Введение. С. 3
Глава 1. Этапы развития Панихиды в русской музыке XVII-XIX вв.
1. Обзор литературы С. 13
2. Становление чина заупокойного богослужения С.16
3. Исторические этапы развития Панихиды С.36 Глава 2.Развитие жанра Панихиды в русской музыке XVII-XIX вв.
1. Типологпзацня Панихид С. 46
2. Особенности интонационного строя С. 51
3. Ладогармоничсские особенности С. 56
4. Особенности тембровой организации С. 63
5. Особенности формообразования С. 72
6. Приемы построения циклической формы С. 80 Глава 3. «Братское поминовение» А. Д. Кастальского.
1. История создания «Братского поминовения»
и ее освещение в исследовательской литературе С. 94
2. Особенности жанра, циклической формы,
образные характеристики частей «Братского помииовенин» С. 104
3. К проблеме первоисточника (способы работы с цитированным материалом и особенности
музыкального языка) С. 126
Заключение С. 144
Литература С.155
Приложение I. Состав «Братского поминовения»
и Панихиды А. Кастальского С. 171
Приложение II. Тексты Реквиема, православных служб н стихотворений, использованные
в «Братском поминовении» А. Кастальского С.172
Таблица I. Схема интонационных связей в Панихидах ор. 12 и ор. 39 П. Чеснокова С. 176
Таблица II. Состав Панихид С. 177
Хрестоматия первоисточников и их трактовок
в «Братском поминовении» С. 181
Нотные примеры С. 193
Введение
В искусстве порой встречаются произведения, ценность которых не ограничивается рамками чисто эстетического явления. Цель таких сочинений - приковать внимание к болевым вопросам современности, проблематике момента, и одновременно отразить историческую панораму культуры, дать почувствовать биение прошлого в настоящем.
К числу таких явлений, безусловно, принадлежит «Братское поминовение» А Д. Кастальского. Уже простое перечисление его внешних особенностей внушает мысль об уникальности произведения. Это и хроникальность отражаемых событий первой мировой войны, превращающая сочинение в своеобразную омузыкаленную военную сводку. Это и попытка приблизиться к идеалу всемирного храма. Это и сочетание православного и католического богослужебных чинов и жанров (Панихиды и Реквиема). При этом поразительна всемирная полиязыковая природа музыки в данном сочинении, позволяющая тематическому материалу одинаково точно соответствовать и каноническим церковно-славянским и латинским текстам и стихотворным переложениям. Наконец, это энциклопедичность в отражении погребального пения разных народов, создаваемая обилием цитат. Вместе с тем произведение отличает удивительная национальная укорененность, одухотворенность русской интонацией, «русским духом».
Поразительны масштабы «Братского поминовения». Они проявляются не только в заложенной идее, но и в способах исполнения. Для исполнения замысла композитора необходимо открытое пространство с храмом в центре1, а также большое число участников помимо традиционных хора, оркестра и солистов, включающее драматических актеров, в ролях кардинала, крестьян, церковников, сестер милосердия,
1 И последней редакции действо должно было происходить на сцене, однако храм, хотя и бутафорский, присутствовал и яксъ.
19
#
что существовало несколько его видов: непосредственно в момент предания земле и спустя некоторое время после захоронения Так возникли разновидности заупокойных служб: отпевание, иарастас, панихида, лития и заупокойная литургия.
В России, как известно, христианские обряды (вместе с христианством) появились в X веке. И, хотя кроме княгини Ольги и князя Владимира никто из князей того времени не был христианином, еще до 988-го года эти обряды встречались на Руси. Этому способствовало пребывание в Киеве многочисленных варяжских, греческих, армянских, грузинских хрисчиан, а также гостей из западных, уже христианизированных стран. Современный обряд отпевания и погребения в России сложился к XVII веку. Именно к этому времени были включены основные песнопения панихиды: тропари по непорочных (вторая половина
XVI в.), кондак «Со святыми упокой» (первая половина XVI в.), тропари «Со духи правеОных» (середина XVI в.), Вечная память (вторая половина
XVII в.). Как отмечает протоиерей И.Вознесенский, «даже погребение умерших христиане совершали в знак победы Христа над смертью, торжественно, украшая оное светлыми всенощными песнями и псалмами», (цит. по 51).
Чин православного погребения в его русском варианте составлен по образцу Великой утрени. В него входят - стихиры, непорочны, канон, тропари. Были обособлены несколько чинов погребения: мирских человек, младенцев, монахов, священников, архиереев, усопших неправославных. Все они возникли в разное время, но стабилизировались в XVI-XVII столетиях. В начале XVII века вместе с обычным появился чин отпевания мирских человек в Светлую седмицу Пасхи (1624 г.); чуть позже (1658 г.) в московские богослужебные книги был внесен канон на погребение младенцев, чин иноческого погребения, а также чин отпевания священников. Создание новых разновидностей происходили и позднее. В
20
#
XX составлен современный чин архиерейского отпевания (1956 г.; существует только в машинописи) и чин погребения неправославного усопшего православным священником (1984 г.).
Кратко поясним различия между основными заупокойными чинами.
Отпевание - это вид заупокойного богослужения, только единожды совершаемого над умершим. И в этом его отличие от Панихиды и литии, которые могут совершаться многократно. Смысл отпевания не только в молитве об усопшем, об участи его души, но и об облегчении страданий близких и родных, прощающихся с усопшим. Для христианина смерть не страшна, но для остающихся на земле - это скорбь, печаль, причем не только об усошпих, но и о себе. Ведь всякая разлука, хоть и не надолго, связана бывает со слезами и грустью, а смерть - разлука без надежды на встречу в условиях земного существования - тем более. Поэтому ішач и скорбь при іробе и воспоминании об умерших вполне естественны (во многих источниках упоминается, что сам Иисус плакал при гробе Лазаря), и церковь не останавливает слез, даже наоборот, побуждает к ним, ибо это естественный выход для скорби, облегчение для сердца. Панихида в этом отношении более сдержанна, менее трагична, так как она исполняется не в момент смерти, а по прошествии определенного времени (на третий, девятый, сороковой день после смерти, в ее годовщину, в день рождения и тезоименитства).
Чин погребения является подлинно совершенным творением, в котором гармонично сочетаются глубина молитвы и совершенство каждого слова. В последовании погребения удивительно глубоко и трогательно звучат несколько голосов - и от лица усопшего, уже не способного просить о прощении согрешений, и от лица всех собравшихся; раздается и глас самой Церкви, устами Христа, апостола Павла и святых отцов утешающей близких и вдохновляющей на горячую заупокойную