i С1—'
Содержание
Введение.................................................................2
Глава 1 Формирование музыканта...........................................12
1.1. Музыка в детстве Дин Шан Дэ.........................................13
1.2. Шанхай музыкальный..................................................18
1.3. Консерваторские уроки
1.3.1. Сяо Юмэй......................................................26
1.3.2. В классе пипа. Чжу Ин.........................................30
1.3.3. Пипа и фортепиано.............................................32
1.3.4. В классе специального фортепиано профессора Б.С. Захарова 34
1.2.5. В.Г. Шушлин и Дин Шан Дэ......................................48
1.2.6. Практика Дин Шан Дэ...........................................52
1.4. Послеконсерваторские «университеты». Открытие новых рубежей.
1.4.1 Занятия с Вольфгангом Франкелем................................59
1.4.2. Париж. Тони Обен. Надя Буланже. H.A. Черепнин.................62
Глава 2 Соединение китайских традиций и европейских приёмов композиторского письма в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ..................68
2.1. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ как часть его композиторского наследия...................................................................69
2.2. Вопросы теории композиции в статьях Дин Шан Дэ.....................72
2.3. Анализ фортепианных произведений Дин Шан Дэ
2.3.1. Сюита «Весеннее путешествие (странствие)» ор.1................76
2.3.2. Фортепианная соната E-dur ор.2................................84
2.3.3. Три прелюдии ор.З............................................102
2.3.4. Вариации... ор.4.............................................124
2.3.5. Синьцзянский танец (первый) ор.6.............................153
2.3.6. 4 маленькие прелюдии и фуги ор.29............................159
Заключение.............................................................207
Библиография...........................................................212
Приложение.............................................................230
Введение
Актуальность исследования. Изучение национальных культур - одна из объективных, жизненно важных задач современной музыкальной науки. Её актуальность определяется ростом коммуникационных потребностей, диктующим необходимость взаимообогащения и информационного насыщения различных сфер знания.
Но существуют и субъективные моменты. Искусство Китая издавна обладает притягательностью, неся в себе тайну мудрости, гармонии, особого мировосприятия, сформированного философией Востока1. В Китае веками упрочивалась эстетика «мирного и уравновешенного» («срединного»), понимаемого как прекрасное, воспитывался взгляд на музыкальное исполнение как на путь познания истины, формировалось представление о неиссякаемом творческом потенциале, таящемся в «дао» («пустоте»), о прямой связи между человеком и природой - «единстве неба и человека». Китайские искусства отличает этика, для которой характерно почитание традиций, преклонение перед старшими, дух высокого ученичества.
Баланс духовности и культуры, духовности и образования, проявляемый в современном китайском художественном творчестве, свидетельствует о сохранности в нём ценностей непреходящего значения. Композиторское наследие, демонстрирующее спаянность с национальной традицией и в то же время прорыв к неизведанным в искусстве старого Китая творческим моделям, творческим подходам и приёмам, достойно пристального внимания. В его изучении содержится возможность приобщения к космосу национальной культуры через микрокосм творческой личности, внимательного рассмотрения общих «законов» и тенденций в индивидуальном творческом методе.
1 Китайское влияние на классическую западную музыкальную традицию сказалось, в частности, на творчестве Густава Малера, написавшего «Песнь о земле» на тему семи стихотворений четырех китайских поэтов (Ли Бай (Li Bai), Чжан Цзи (Zhang..//), Мэн Хаожаня (Meng Наогап), Ван Вэя (Wung Wet)), и на творчестве Джона Кейджа («Музыка перемен», «Музыка воды», «Музыка зимы»). В обоих случаях речь идет о влиянии философии чань-буддизма на музыкальное мышление композиторов.
29
ле занятия специальным инструментом (фортепиано) сочетались с занятиями камерным ансамблем, концертмейстерским мастерством — об этом свидетельствуют сыгранные им ансамблевые, концертмейстерские программы23.
В программу вуза входил обязательный музыкально-теоретический цикл. Большинство лекций, как сообщает Ван Чжичэн, читалось на английском языке (поэтому поступление в консерваторию предполагало владение английским), в то же время практическое занятие чаще вёл русский педагог (на английском языке), а теоретические лекции - китаец (75, С.416). На подготовительном отделении Дин Шан Дэ занимался гармонией в группе, которую вёл Сяо Юмэй. Эти занятия навсегда запомнились Дин Шан Дэ выразительными, иногда юмористическими приёмами объяснения понятий гармонии, а образ Сяо Юмэя, которого студенты называли между собой staccato за некоторую педантичность и строгость, остался в памяти как личность абсолютно бескорыстная, в то же время щедрая на поддержку талантливых студентов, особенно из бедных семей. Дин Шан Дэ вспоминал об уважении Сяо Юмэя к студентам, об экономном обращении со временем, о большой самоорганизации, которая помогла ему сделать так много (85, С.4).
Со второго курса теоретические дисциплины Дин Шан Дэ слушал в классе Хуан Цзы, который преподавал сразу несколько предметов: гармонию, полифонию, композицию, историю зарубежной музыки и инструментовку. (83, С. 19). Как пишет Дай Пэнхай, Дин Шан Дэ не пропустил ни одного занятия (там же С.16). Его привлекала незатейливость методики: ясность, четкость и простота подачи материала, но ещё более - творческий характер занятий, побуждение к сочинению. «Однажды в качестве домашнего задания по композиции Хуан Цзы попросил студентов написать фортепианную миниатюру. Дин Шан Дэ постарался воспроизвести стиль ноктюрнов Шопена, соединив их с китайской музыкальной манерой. Хуан Цзы остался очень доволен получившимся и посоветовал юноше не останавливаться, писать
23 Сред» ансамблей, исполненных Дин Шан Дэ, в частности, соната Шуберта для скрипки и фортепиано Е>-биг, соната Грнга для скрипки и фортепиано й-шо11. Полный ансамблевый и концертмейстерский репертуар Дин Шан Дэ содержится в Приложении II.
30
ещё...» (83, С.23) Анализируя уроки Хуан Цзы спустя годы, Дин Шан Дэ понимал, что именно Хуан Цзы впервые заставил его почувствовать логику композиторского процесса и писал о том, что заданный Хуан Цзы импульс к сочинению, к сожалению, тогда не развился: не хватило времени и сил (88, С.9).
Несмотря на то, что Дин Шан Дэ очень недолго занимался в классе Сяо Юмэя, в развитии творческой судьбы Дин Шан Дэ он сыграл особую роль24. Уже на первом экзамене маститый музыкант проявил заинтересованное внимание в отношении Дин Шан Дэ. Он не отодвинул поступление Дин Шан Дэ в консерваторию невзирая на то, что тот не играл ни на одном из европейских инструментов; год спустя он способствовал зачислению Дин Шан Дэ в класс Б.С. Захарова и внимательно следил за всеми его успехами, предпринимая всё для того, чтобы талантливый юноша мог реализовать свои возможности. Сяо Юмэй не принимал непосредственного участия в музыкальном росте и развитии Дин Шан Дэ, но покровительство Сяо Юмэя Дин Шан Дэ ощущал и ценил. В отеческой заботе Сяо Юмэя, в оказываемой им моральной поддержке присутствовала и взыскательная требовательность, и одновременно вера в талант Дин Шан Дэ25.
1.3.2. В классе пипа. Чжу Ин {Тки Ут£)
Хотя Дин Шан Дэ мечтал о фортепиано, определяясь с выбором специальности, он не решился избрать фортепиано основным инструментом. Специальностью Дин Шан Дэ в течение первого семестра, до тех пор, пока ректор не предложил ему перейти на специальный инструмент фортепиано, была пипа. Дин Шан Дэ подал заявление в класс Чжу Ина - ученика известного мастера пипа Ли Юаньфана {Ы Yuanfang\ а занятия фортепиано были оформлены как стажёрские. По установленным в консерватории планам на урок по специальности продолжался один час, причём занятия проходили два раза в
24 Дин Шан Дэ посвящает Сяо Юмою воспоминания, в которых с большим теплом и благодарностью он воссоздает образ этого человека (85, С.4).
25 Высоко оценив творческий и личностный рост Дин Шан Дэ в студенческие годы, Сяо ЮмэП пригласил его на работу в качестве преподавателя фортепиано всего через два года по окончании вуза (83, С.20 )
- Київ+380960830922