Вы здесь

Музыкальная драматургия свадебного обряда русских селений побережья реки Самары

Автор: 
Бикметова Наталия Владимировна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2010
Количество страниц: 
176
Артикул:
133768
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
ГЛАВА I. Структурная типология русского свадебного
комплекса и его семантика........................................... 20
1.1 .Семантика свадебного обряда.................................... 20
1.2. Южнорусский и севернорусский обрядовые комплексы.......... 29
1.3. Драматургия свадебного обряда побережья реки Самары....... 37
1.4. Символика поэтических образов обрядовых песен самарского побережья.......................................................... 57
1.5.Музыкально-драматургическая структура самарского ритуала в
его семантическом освещении......................................... 65
ГЛАВА II. Особенности музыкального стиля самарских свадебных песен.................................................... 84
2.1. Типология музыкально-ритмических структур................. 84
2.2. Типология ладовых форм....................................... 105
2.3. Мелодико-интонационный склад................................. 121
2.4. Типы многоголосия............................................ 130
2.5. Музыкальный код обряда....................................... 137
Заключение........................................................ 147
Список источников и литературы..................................... 153
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Изучение традиционного русского свадебного обряда остается одним из важных направлений современной отечественной этномузыкологии. Интерес к теме- обусловлен важнейшей ролью данного ритуала в жизненном цикле человека, принадлежностью к архаическому пласту этнической культуры.
Свадьба как одна из форм народной драмы прошла сложный путь развития, меняясь вместе с эволюцией общественных отношений, однако, как обрядовый институт, обладает высокой степенью консервативности. В силу семантической направленности целого комплекса эпизодов в структуре ритуала сохранились многие элементы древней языческой культуры, изучение которых позволяет проникнуть в сущность этнической психологии, понять глубинные законы народного эстетического мышления.
Как обряд инициации (перехода)« свадьба- имеет моделирующее значение, выполняет функцию централизующего компонента. В этом контексте параллели можно проводить, между свадебным и другими семейными циклами (родильным, похоронным, рекрутским), свадьбой и календарной обрядностью (рождение/весна и смерть/зима)1, поскольку; каждый из них направлен на перевод объекта ритуала из прежнего («старого») и в другое («новое») качество.
Проблема понимания свадебного ритуала как целостной этномузыкальной системы особенно актуальна для поздних фольклорных традиций, основанных на культурном опыте переселенцев. При этом' определенную сложность представляет выявление механизмов устойчивости и сохранения фольклорного наследия, осознание принципов взаимодействия полистилистических элементов внутри одной этнокультурной зоны.
1 Моделирующая роль свадьбы в обрядах семейного и календарного циклов рассматривается в трудах Байбурина Д.К. [Байбурин, 1993], Лсвинтона Г.А. [Лсвинтон, 1970], Ереминой В.И. [Ерсмина, 1987], Земцовского И.И. [Земцовский, 1974], Пашиной O.A. [Пашина, 1995], Толстой С.М. [Толстая, 1988].
3
практически от начала до конца подчинен идее прощания невесты с родным домом, утраты ее девичьего статуса.
Основываясь на соотношении в свадьбе названных переходных ситуаций и способов их оформления, Б.Б. Ефименкова классифицирует свадебные ритуалы восточных славян на два типа - «свадьбу-веселье», и «свадьбу-похороны». Различные локальные версии «свадьбы-веселья» распространены на территориях районов, совпадающих с зонами южнорусского диалектного массива, - в Курской, Воронежской, Белгородской, Орловской областях, Краснодарском крае и др. В районах Русского Севера, Карелии, Северо-Запада, Верхнего Поволжья отмечено бытование второго типа свадебной обрядности - «свадьбы-похорон» [Ефименкова, 1987, с.8].
Южнорусский обрядовый комплекс
Важными обобщающими работами, в которых рассматривается и анализируется южнорусская свадьба, являются труды Д.К. Зеленина [Зеленин, 19917, К.В. Чистова [ЭВС, 1987], В.М: Щурова [Щуров, 1987]. В данных исследованиях выделены стилевые признаки южнорусского свадебного комплекса, описаны основные драматургические этапы; в работе *
В.М. Щурова дастся анализ музыкальной составляющей ритуала.
Определяющей чертой южнорусской свадьбы является равнозначное участие в ней представителей обеих вступающих в родство семей, заключающих своего рода «торговую сделку». Ее конечная цель - «выкуп» невесты, после которого происходит фактическое перемещение девушки в дом жениха. Отсюда - большое количество обрядов, связанных с обменом дарами, многочисленными взаимопосещеииями будущих родственников, совместными трапезами. Вместе с тем, пунктиром через весь ритуал проходит линия перехода невесты из группы девушек в группу замужних женщин (инициация), которая реализуется во время «пропоин», «венерины», «повивания» и прочих обрядов.
30
Санкционирование нового брака общиной, а также проверка воспитанности и трудолюбия девушки - важнейшие элементы южнорусской свадьбы. При этом особое внимание в драматургии обряда уделялось церемониям, символизирующим непорочность невесты — битье посуды, демонстрация ночной рубашки новобрачной (на второй день свадьбы), специальным образом приготовленная пища (яичница-глазунья, курник «с открытым верхом»), напитки (красное вино или водка, окрашенная в красный цвет) [Зорин, 2004, с. 157-160].
Кроме того, для южнорусского типа свадебной обрядности характерна своеобразная двухэтапность передвижений партий жениха и невесты в свадебный день. В этнографических материалах встречаются описания выкупа невесты, который происходил после венчания, причем выкупал не сам жених, а дружка с поезжанами [Щуров, 1987, с. 64]. Согласно южнорусским традициям, жених и невеста после церковного обручения возвращались в свои дома: «От жениха (обычно к вечеру) снова ехали за невестой; в доме невесты до венца и после него совершался целый ряд обрядов санкционирующего характера, и только после этого молодая переезжала в дом жениха» [ЭВС, с. 406].
Яркой чертой южнорусского свадебного комплекса также является развитость кулинарного кода. Ритуальной пище отводится значительное место на протяжение всего свадебного цикла. Обрядовая выпечка отмечена ярко выраженной знаковостью: «Для южнорусской традиции характерно особенно пышное развитие каравайиого обряда: приготовление свадебного каравая, множество форм и разновидностей его, благословление караваем, символическое преломление его, а позже - наделение им участников свадебного ритуала со стороны невесты и жениха» [ЭВС, с. 405]. Обрядовый хлеб обильно украшали: «Украшения на свадебном хлебе делают из теста и пекут вместе с хлебом, а иногда их изготавливают из разных материалов. Украшения из теста делают в виде сосновых шишек и птиц - голубей, гусей, лебедей» [Зеленин, 1991, с. 338]. Активную
31