Вы здесь

Песенная традиция чатов

Автор: 
Капицына Наталья Сергеевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2011
Количество страниц: 
396
Артикул:
133648
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2-
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА I. Песенная традиция обских и томских чатов:
культурный контекст...............................................22
ГЛАВА II. Архитектонико-ритмическая организация несен обских и
томских чатов.....................................................49
ГЛАВА III. Закономерности мелодической структуры чатских песен....78
ГЛАВА IV. Функциональность ступеней в чатской ангемитонной
пентатонике...................................................104
ГЛАВА V. Признаки жанрообразования в песенных традициях чатЗв:
V
пространство темповых характеристик..............................131
ЗАКЛЮЧЕНИИ....................................................164
ЛИТЕРАТУРА....................:..................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Песни обских чатов.................................193
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Песни томских чатов...............................280
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Комментарии к песням обских чатов................354
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Комментарии к песням томских чатов................377
I
>
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Сибири проживают около 200 тыс. собственно сибирских татар. Согласно современным этнографическим и лингвистическим научным представлениям сибирские татары являются самостоятельным коренным тюркским этносом. Этнографы выделяют в его составе три крупные культурные общности: томскую, барабинскую и тоболо-иртышскую 1181; 185; 32; 33]. Каждая из этих общностей, в свою очередь, делится на несколько этнических групп, обладающих собственной культурной спецификой. Так, томские татары включают чатов, эуштинцев и калмаков. Среди барабинских татар различают барабинско-туражскую, любейско-тунусскую и теренино-чойскую группы; среди тоболо-иртышских — саргатскую и тарскую группы [184; 185, с. 328; 210J.
Специальные лингвистические исследования, проведенные Д.Г. Ту-машевой, показали, что язык сибирских татар также является самостоятельным. По типологии H.A. Баскакова [19]', которой следует Д.Г. Тума-шева, сибирско-татарский язык (наряду с 'татарским и башкирским) входит в кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы западно-хуннской
1 Существуют и другие лингвистические классификации. Так, по классификации В.В. Радлова татарский язык входит в западную 1руппу поркских языков [153], по типологии А.Н. Самойловича - в тау- или кыпчакскую группу [129, с. 527]. В классификации В.Д. Богородицкого язык сибирских татар относится к западно-сибирской группе тюркских языков, в то время как татарский язык - к поволжско-приуральской группе [24].
38
Также встречаются образцы, пропетые на типовые песенные напевы строфической формы в ладах I и IV All. Эти укачивания весьма сходны с батек ер, но почему-то называются по-другому. При этом очевидно, что различительным признаком таких колыбельных не служат напевы и их звуковысотные, а также архитектонические характеристики. Одним из таких признаков является специфический тембровый прием, который по артикуляционной классификации В.В. Мазепуса [134] определяегся как билатеральный лабио-лингвальный тремолирующий сонант. Этот тембр отмечен в качестве жанрового маркера колыбельных во многих тюркских культурах [105; 106]. Другим дифференцирующим признаком, по-
видимому, выступает организация вербального текста. Методология его анализа предложена в [112-114].
Вербальный текст укачиваний состоит из шести типов строк. Это ' строки, состоящие только из звукосимволических колыбельных слов; звукосимволических слов и знаменательного словосочетания; знаменательно- ■ го словосочетания и звукосимволических слов; поэтических 7- и 8-сложников; знаменательных 6-сложников; знаменательных 10-сложников. ■ Следует отметить, что в отдельных образцах колыбельных укачиваний одновременное использование всех существующих типов строк не встречается. Допускаются сочетания строк одного-четырех различных типов.
Анализ строковых составов показал, что в укачиваниях обязательны строки, состоящие из звукосимволических слов, а в случае их отсутствия -строки, состоящие из знаменательного словосочетания и звукосимволических слов, либо, наоборот, из звукосимволических слов и знаменательного словосочетания. При отсутствии этих строк в колыбельном укачивании обязательным становится тембровый маркер.
Таким образом, в колыбельной традиции с этническими терминами баланы йоктату, балам йелы, бапапы утарга, бала йокла, улым йокла в
39
основном соотносится самостоятельный структурный тип укачиваний, отличающийся от бишек ер комплексом стилистических признаков, ведущую роль в котором играет тексто-ритмическая организация. Этот комплекс не свойствен ни одной жанровой традиции, функционирующей в современном синхронном срезе чатской интонационной культуры. Однако он обнаруживает параллели с тюркскими и монгольскими скотоводческими заговорами.
Принимая во внимание моделирующий характер колыбельной страты в культурах теленгитов, тубаларов, чалканцев, телеутов, кумандинцев, тувинцев-тоджинцев [105; 106; 117; 180], а также факт моделирования колыбельными бишек ер песенной страты в культуре обских и томских чатов, можно высказать диахрониую гипотезу.
Эта гипотеза заключается в том, что колыбельные, обозначаемые этническими терминами воланы йоктату, балам йелы, баланы утарга, бала йокла, улым йокла сохранили в своей структуре следы домусульманской обрядовой традиции поющихся скотоводческих заговоров, которая к настоящему времени уже прекратила свое существование. Косвенным подтверждением этой гипотезы служат воспоминания информантов о том, что раньше старики исполняли для успокоения самок домашних животных специальные заговоры, вместо которых ныне читаются мусульманские молитвы [76].
Эпическую традицию в настоящее время представляет жанр байт, одновременно связанный как с эпической, так и с лирической сферами традиционной культуры. В условиях исчезновения в культуре обских и томских чатов героического эпоса26 байты, по-видимому, заняли его место. Название жанра, по всей вероятности, происходит от арабского термина бейт, обозначающего стиховую строку, а в другой интерпретации -