Ви є тут

История тувинской музыки новейшего времени (XX-XXI вв.)

Автор: 
Карелина Екатерина Константиновна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
369
Артикул:
133804
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................3
ГЛАВА I. Музыкальное мышление тувинцев в контексте влияния
природных и историко-культурных факторов......................................16
§ 1. Исторические особенности формирования этноса.............................17
§ 2. Природно-анималистический мир и шаманская обрядность в аспекте звуковых
представлений................................................................22
§ 3. Модели мироустройства в культуре тувинцев................................31
§ 4. Традиционный инструментарий и жанры музыкального фольклора...............41
§ 5. Горловое пение в культуре кочевников.....................................52
§ 6. «Юрточная модель» в музыкальной культуре Тувы............................66
ГЛАВА II. Развитие музыкальной культуры Тувы
в период 1910-х-1950-х годов..................................................75
§ 1. Историко-культурные преобразования эпохи.................................76
§ 2. Музыкальные традиции буддизма и христианства.............................85
§ 3. Развитие музыкального просветительства..................................100
§ 4. Новые типы оркестров периода Тувинской Народной Республики.............109
§ 5. Становление музыкального образования....................................120
§ 6. Авторское творчество: начальный этап. Первые тувинские
композиторы..................................................................130
ГЛАВА III. Композиторское наследие Тувинской АССР (1960-1980-е годы).........148
§ 1. Панорама музыкальной жизни..............................................149
§ 2. Хоровое творчество и кантатно-ораториальные жанры......................164
§ 3. Музыка в тувинском театре...............................................173
§ 4. Симфонические жанры.....................................................190
§ 5. Камсрно-инструмснтальная музыка. Романсы................................207
§ 6. Песенный жанр и второе поколение тувинских композиторов.................221
ГЛАВА IV. Республика Тыва: современное состояние музыкалыю-кулыурной традиции (1990-2000-е годы)..................................................239
§ 1. Процессы духовной жизни в музыкальной культуре
постсоветской Тувы...........................................................240
§ 2. «Фольклорная волна» и «новое мснсстрельство»............................249
§ 3. «Третье направление» в тувинской музыке.................................261
§ 4. Творчество молодых тувинских композиторов...............................270
§ 5. Развитие музыкознания и музыкального образования........................284
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................293
Библиография................................................................299
ПРИЛОЖЕНИЯ:...............................................................[3371
1. Глоссарий тувинских слов
2. Хронологическая таблица
3. Биографические очерки
4. Список используемых сокращений
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Тувинская музыка стала частью мирового культурного пространства к концу XX века во многом благодаря распространению искусства горлового пения, которым особенно славятся тувинцы. Интерес к горловому пению стимулировал внимание к самой республике и её культурным ценностям. Гео^афическое расположение Тувы как центра Азии в полной мере соответствует центрально-азиатскому типу, представленному в различных составляющих традиционного пласта музыкальной культуры.
История Тувы подтверждает столь широкий культурный контекст: ввиду кочевого способа жизни многие роды, составившие впоследствии тувинский этнос, долгие века были тесно переплетены с другими тюрко-монгольскими племенами. Территория Тувы с конца VI до середины VIII в. входила в состав Тюркского каганата, в период 750-840 гг. находилась под властью уйгуров, с 1207 г. была захвачена Чингисханом, в ХП1-Х1У вв. входила в состав империи монгольской династии Юань. Будучи также в течение полугора столетий (с 1756 по1912 гг.) одной из окраин Цинской империи, тувинская земля (тогда называемая Урянхаем) служила местом пересечения судеб различных народов, населяющих огромный регион. Установление в начапе XX века российского протектората над территорией Урянхайского края, по сути, отразило геополитическую борьбу гигантов мировой политики — Российской и Китайской империй. Многое в исторических хитросплетениях отношений России, Монголии и Китая в XX веке объясняется пшраничным положением Тувы, нередко становящейся предметом спора и практически постоянно находившейся под прессингом притязаний соседних больших государств, отчего добиться независимости в борьбе за собственные интересы тувинскому народу было всегда весьма сложно.
Новейшая история Тувы выделяет несколько ключевых дат, определяющих не только политический курс, но и судьбу культурных процессов (в т. ч. развитие музыкальной культуры):
1914 — год официального установления протектората Российской империи над Урянхайским краем;
1921 — год создания первого тувинского государства, независимой Народной Республики Танну-Тува (Тувинской Аратской Республики, Тувинской Народной Республики);
1944 — год вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР (вначале на нравах автономной области, а с 1961 г. в качестве Тувинской АССР);
1991— год образования Республики Тыва в составе Российской Федерации.
32
опыта народа, его обычаев и знаний, как бы переходили в категорию предков. В традиционном обществе, когда жизненные модели стабильно передавались из поколения в поколение, пожилые люди обладали наиболее ценным, глубоким познанием жизни. Непрерывность рода определялась его постоянным воспроизводством, отсюда — ценность детей в тувинских семьях. Не имеющая детей семья в тувинском обществе порицалась, поэтому существовал обычай отдавать в такие семьи детей родственников. Дети в традиционных представлениях тувинцев рассматриваются как подлинное богатство человека16. Когда ранним утром мать была занята работой со скотом, укачиванием детей занимался отец, который пел им свои колыбельные песни — отсюда происходит особый стиль горлового нения впей хоомей (колыбельный хоомей).
Остаточными пережитками матриархата можно считать некоторые нормы взаимоотношений между полами, которые были отмечены русскими путешественниками17. Существовал запрет на пытки женщин — за содеянные ею проступки телесному наказанию подлежал муж (причём, в присутствии жены). В принципе, в аратской семье основная работа — выпас скота — может выполняться и мужчинами, и женщинами; организовывать перекочёвку могут как муж, так и жена; шаманские способности с полом человека вообще не связываются; семейное жилище — юрта (в отличие от соседних алтайцев и монголов) являлась, по традиционным нормам права, личной собственностью жены (т.е. уходя от мужа, женщина забирала с собой юрту и внутренний скарб) [72]. Анализ фольклорного наследия, по которому нередко успех предприятия зависел от женской смекалки, хитрости и даже женской физической силы, подтверждает мысль о высокой смысловой статусности женщины в традиционном мировоззрении тувинцев — правда, не лежащим на поверхности: женщину в
дореволюционной Туве часто называли обидным словом херээжок («ненужная»), при господствующей моногамии богачи в прошлом могли иметь несколько жён (каждая из которых жила в отдельной юрте). Несмотря на то, что в тувинском обществе родство ведется но отцовской линии, до сих пор сохраняется пережиток матрилокальні,« отношений — обычай аванкулата (когда особую роль в жизни ребенка играет дядя со стороны матери —даай) [142]. Особенности отношений между полами в Туве дополняет
16 Многое из традиционного отношения тувинцен к детям сохранилось и но сей день, о чем говорят данные этнопснхологнчесхнх исследований, проведённых в 1990-е гг.: высоко ценимой цснностыо-целыо (ранг I) у тувинских мужчин является ценность, связанная с группой «семья» — «забота о детях», следующей по значимости (ранг 2) — «отношения с родственниками» (одна из составляющих группы «отношения с представителями своей национальности»). Интересно, что у тувинских женщин эти же две цснности-цсли представлены в обратном порядке [530, с. 99-1051.
17 Например, Г. Грум.ч-Гржнмайло писал, что тувинские женщины «обычно крепко держат в своих цепких руках бразды правления домом» [130, с.128|, а Ф. Кон отмечал, что «нашёл остатки архаической коммуны, следы матриархата» [24, с. 35].
33
традиция проведения молодёжных ночных гуляний (ойтулааш), которые, по сути, представляли собой добрачные игры молодёжи (где снимались многие подовые запреты). По мнению исследователей, эти игры носили инициационный характер и являлись пережитком практики группового брака, идущей от первобытно-общинного строя [333, с. 284, 310]. Па ойтулаш собирались парни и девушки (начиная с 15-16 летнего возраста), мужчины-холостяки и незамужние женщины из соседних аулов. Большое количество исполняемых несен и припевок делают ойтулаш важной частью музыкальной культуры народа. В период 1929-1944 гг. ойтулаш был вне закона. В семантике этого своеобразного ритуала-игры переплетались веселье, свобода и «внеморальность». Поэтому добрачные связи девушек и рождение внебрачных детей в традиционном тувинском обществе никогда не считались греховными [319, с. 148-159], и к детям, родившимся вне брака, относились, в принципе, гак же, как и к остальным наследникам (в отличие, например, от традиций соседних народов — монголов или хакасов [90, с. 130]).
Среди особо значимых у тувинцев следует выделить обычаи гостеприимства, уважения и дарообмена. Исследователи отмечают, что дореволюционные русские колонисты считали гостеприимство тувинцев исключительным [405, е. 54]. Возможно, подобное отношение во многом коренится в особенностях условий проживания: суровый климат Тувы, значительная удаленность поселений друг от друга и различные природные опасности диктовали нормы поведения, основанные на взаимной поддержке и
I о
взаимовыручке людей, незнакомых друг с другом . Проявление уважения связано как с возрастным, так и с социальным статусом людей и выступает как категория, основанная на ценности упорядоченности. Б. Мышлявцев отмечает: «Оказываемое людьми уважение, соблюдение определённых правил, служит “отдарком” в ответ на дарованные Хозяйкой [имеются ввиду духи-хозяева природы, Хозяйка тайги. — Е.К.] блага. Отношения социальные и отношения с природой равным образом основаны на дарообмене и взаимном уважении и представляют единую систему. Этика и социальные нормы имплицитно присутствуют в нормах природопользования, экологическом мышлении» [458, с. 17-18]. В этом контексте такое характерное социальное явление дореволюционной Тувы как кайгальство19, при котором кайгал не использовал ворованный у богачей скот для личного обогащения (а как бы перераспределял имущество в обществе, раздавая скот беднякам), следует* рассмагривать в роли механизма восстановления социальной гармонии,
18 Эта суть лежит и в основе древнего обычая ужа, распространенным в охотничьей среде, по которому часть добычи могла отдаваться не только не участвующему в общем деле, но даже незнакомому встречному, сказавшему заветное слово «ужа».
19 Кайгал — удалой, лихой, смельчак; в современном понимании синоним слова «вор». Именно кайгалы стали ядром движения, названного впоследствии «восстанием 60 богатырей».