Вы здесь

Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х - 1990-х годов

Автор: 
Филатова Надежда Юрьевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2011
Количество страниц: 
256
Артикул:
133600
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................ 4-/7
Глава I. Камерная кантата Лг9б «Литургическое
песнопение»------------------------------------ —------------ 1^-61
1.1. Образно-смысловые особенности кантаты------------------- 21-27
1.2. Специфика претворения словесных (молитвенных) текстов 28-38
1.3. Музыкально-выразительные средства----------------------- 39-51
1.4. Лексика образов покаяния-------------------------------- 52-58
Глава II. Кантата №7 «Метаморфозы » на стихи Бенуа
де Дарделя--------------------------------------------------- 62-93
2.1. Истоки поэтического текста поэмы «Пшеничное зерно» Бенуа
дс Дарделя--------------------------------------------------- 65-68
2.2. Символ «зерна» в смысловой концепции кантаты------------ 69-72
2.3. Интонационный строй кантаты----------------------------- 73-86
2.4. Жанровые черты кантаты---------------------------------- 87-91
Глава 1/1. Оратория №2 «Песнослов» на стихи II. Клюева— 94-И5
3.1. Образный мир поэзии Н. Клюева и оратории Ю. Ьуцко «Песнослов» ................................................. 98-105
3.2. Драматургическая концепция оратории..................... 106-112
3.3. Средства воплощения «избяного космоса» и его антиномий 113-132
3.4. Лексика трагических образов----------------------------- 133-143
Гчава IV. Вокальная специфика хоровых сочинений
/О. Бущо 1980-х - 1990-х годов------------------------------- 146'164
4.1. Смысловые аспекты «вокальности»------------------------- 148-153
4.2. Формы проявления «вокальности»-------------------------- 154-156
4.2.1. Роль вокализов.................................... 157-163
Заключение--------------------------------------------------- 165-173
Список литературы.................................. / 74-192
/ /ршюжеиие №1------------------------------------- / 93-238
Приложение М2------------ -................—....... 239-256
г
3
вспоминает о том, что звон колокольный - образ архангельской трубы, созывающей на Страшный суд»А\ — этими словами можно сопроводить колокольное звучание кантаты.
Примеры воплощения колокольности: звучание фортепиано в ансамбле с Campanelli на словах «Яко на небесех» (№2. «Отче наш», стр. 11); Сатрапе grande на окончаниях интонаций «Христа Спаса» и «Избавителя душам нашим» (№7. «Богородице Дево, радуйся», стр. 70), колокольная фортепианная фактура в №5. «Молитва мытаря».
В «Молитве мытаря» проявлена ещё одна - «вокальная» форма колокол ьности: тритоновая интонация «Ь-е» у хора на словах «Господи Исусе Христе», - она воплощает своеобразный покаянный «набат души». [Приложение №1, пример №9]. Ю. Буцко отмечает, что тритон для него «не имеет привычного “дьявольского» оттенка”» и «ассоциируется с колокольным звоном»50, что, по словам композитора, проистекает из самой акустической природы колокольного звона, - максимально насыщенные обертонами удары колокола имеют в своем звучании несколько тритонов. Тритоновое звучание «Молитвы мытаря» адресует к традиции русской «колокольной» музыки (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов). В творчестве Ю. Буцко тритоновая колокольность — не единичный пример. Так, оратория «Сказание о Пугачёвском бунте» открывается хоровой интонацией «О, Русь», основанной на тритоне «g-cis». Многократно повторенные тритоновыс интонации хора на фоне звучания Triangolo создают образ предвозвещения грядущих трагических событий, связанных с пугачёвским восстанием {«Нанесло на Святую Русь беду пагубную, злую неминуемую», — как повествует текст из Пролога оратории) [Приложение №1, пример №10].
w Райкевпч И., иерей. Великий пост // Царскосельская газета. - СПб.: Ред. сметы «Царскосельская газета», 2004. - №8 - С. 8.
sn Высказывание композитора приводится по: Дубинец Е.Л. Знаки стиля Ю. М. Буцко И Музыкальная академия. - М., 1993. - №1. - С. 48-59. С. 51. Отметим, что, вопреки словам Ю. Буцко, тритоновая интонация в его произведениях всё же поплошает образы «тёмного» мира. Пример - тритоновая основа в интонации «В дымоиише сгинул бес» из №1. «Избяная песня» оратории «Песнослов» [Приложение №1, пример №45].
24
К одной из главных особенностей кантаты «Литургическое песнопение» следует отнести её образно-интонационное родство с Литургией
С. Рахманинова.
Импульсом к написанию кантаты «Литургическое песнопение» явилась встреча Ю. Буцко с К. Птицей, при которой, как вспоминает композитор, дирижёр предложил ему написать произведение, подобное «вершине духовной музыки - Литургии С. Рахманинова»51. По словам Ю. Буцко, это сочинение явилось для него образцовым не только с точки зрения жанра, но и как произведение, отмеченное органичной интонационной близостью со знаменным роспевом (хотя в Литургии, в отличии от Всенощной, нет знаменных цитат)52.
Родство «Литургического песнопения» с Литургией С. Рахманинова проявляется в квартовых интонациях, обильно присутствующих в этих сочинениях и отсылающих к квартовой структуре обиходного звукоряда33.
Важнейшей особенностью кантаты «Литургическое песнопение» является её покаянный образно-смысловой строй. Это связанно как с привлекаемыми Ю. Буцко великопостными молитвенными текстами (Молитвой преподобного Ефрема Сирина, Молитвой мытаря), гак и выявлением покаянных тонов в традиционно «светлых» молитвословиях -«Бог ородице Дево, радуйся», «О, Всепстая Мати», «Лллилуийя».
Покаяние (грсч. - мЩапо’ш) - изменение ума. В жизни Церкви покаяние имеет несколько выражений. Это Таинство Исповеди; покаянное состояние в периоды постов; внутреннее чувство осознания и раскаяния в своих грехах, одним из сильнейших проявлений которого являются слёзы, плач.
Пример глубокого покаяния показан в Евангелии: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13). «Яко беззаконие мое аз
51 Приводятся слова К. Птицы, процитированные Ю. Буйко в беседе с автором диссертации от 35.06.08.
52 Из беседы с Ю. Буйко от 31.11. 2008.
33 Подробно этот аспект будет рассмотрен в § 1.3. Музыкально-выразительные средства.
25