Ви є тут

История как предмет подражания: сталинская эпоха в постсоветском кино

Автор: 
ЯкобидзеГитман Александр Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293439
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________4
Примечания______________________________________________ 16
Глава I:«ДЕМОНИЧЕСКИЙ СТАЛИНИЗМ»____________________________19
1.0 Мифологизация вожди_________________________________________________19
1.1 Палачи и жертвы________________________________________________________ 23
1.1.1 «Покаяние» Т.Абуладзе______________________________________________ 24
1.1.2 «Троцкий» Л. Марягина______________________________________________ 37
1.1.3 «Утомлённые солнцем» Н. Михалкова _ 32
1.1.4. Краткие итоги______________________________________________________40
1.2. Разрушение семьи____________________________________________________________47
1.2.0 Риторика кино____________________________________________________________49
1.2.1 «Ближний круг» А. Кончаловского__________________________________________51
1.2.2 «Восток - Запад» Р. Варнье______________________________________________58
1.2.3. Краткие итоги___________________________________________________________66
1.3. Выводы_________________________________________________________________68
Примечания_________________________________________________________________70
Глава II: «ОБЫКНОВЕННЫЙ СТАЛИНИЗМ»______________________________77
2.0 «Роман» versus «эпос» _______________________________ 77
2.1 Ретро или «Антиретро»?_______________________________________________87
2.2 Телесность - почва - идеология_________________________________________________87
2.2.1 «Время жатвы» М. Разбежкиной________________________________________________78
2.2.2 «Свои» Д. Мссхиева________________________________________;_________________92
2.2.3 Краткие итоги_______________________________________________________________98
2.3 Гедонизм по-сталински (творчество II. Тодоровского)_________________________100
2.3.0 Введение________________________________________________________________100
23.1 «Анкор, сщёанкор!»______________________________________________________101
2.2.2 «Какая чудная игра»_____________________________________________________107
2.2.3 Краткие итоги___________________________________________________________113
2.4 Судьба детей: примерка чужой роли_____________________________________________115
2.4.0 Введение___________________________________________________________________115
2.4.1 «Я первый тебя увидел» В. Быченкова________________________________________118
2.4.2 «Вор» П. Чухрая____________________________________________________________122
2.4.3 Краткие итоги______________________________________________________________129
2.4 Выводы_________________________________________________________________131
Примечания___________________________________________________________134
3
Глава III: «(УСТРАНЁННЫЙ СТАЛИНИЗМ»_______________________________________138
3.0 Введение__________________________________________________________138
3.1 Переозначивание образов сталинской культуры__________________________________139
3.1.0 Воображение знака________________________________________________________139
3.1.1.А Ремейк_________________________________________________________________140
3.1.1.В «Трактористы-2» братьев Алейниковых_________________________________•_ 141
3.1.2 «Прорва» И. Дыховичного 145
3.1.3 «Светлое будущее» глазами 90-х: «Серп и молот» С. Ливнсва________________149
3.1.4 «Ехали два шофёра» А. Котга______________________________________________154
3.1.5 Краткие итоги____________________________________________________________158
3.2 Взаимодействие документа, факта и вымысла____________________________________161
3.2.0 «Реальность» в XX в.______________________________________________________161
3.2.1 «Пловец» И. Квирикадзе____________________________________________________162
3.2.2 «Бумажные глаза Пришвина» В. Огородникова_________________________________167
3.2.3 «Первые на Луне» А. Федорченко____________________________________________171
3.2.4 Краткие итоги_____________________________________________________________180
3.3 Смерть Вождя как метафора разложения Режима__________________________________181
3.3.0 Введение_________________________________________________________________181
3.3.1 «Путешествие товарища Сталина в Африку» И. Квирикадзе____________________182
3.3.2 «Хрустал ев, машину!» А. Германа_________________________________________186
3.3.3 Краткие итоги___________________________________________.________________196
3.4 Выводы________________________________________________________________197
I Гримечания____________________________________________________________________200
Заключение__________________________________________________________________ 209
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА _____________________________ 217
ФИЛЬМОГРАФИЯ____________________________________________ 223
}
I
21
форму, то есть переносят на них ценностно-временную форму прошлого, приобщают их к миру отцов, начал и вершин, как бы канонизируют их при жизни. В условиях патриархального строя представители господствующих групп в известном смысле принадлежат как таковые к миру “отцов” и отделены от остальных почти “эпической” дистанцией»5.
Перестроечные фильмы о Сталине и сталинизме особенно примечательны своей двойственностью. Их создатели, очевидно, .вполне искренне пытались разоблачить преступления одиозного генералиссимуса и его режима, однако изображали Сталина и его дружину, с одной стороны, воскрешая традиции ки-носталинианы 1940-х, а с другой, - пытаясь соответствовать новейшим массовым представлениям, складывавшимся из диссидентской литературы, телевизионной публицистики и опять-таки стародавними кинематографическими клишированными образами «кремлёвского горца». Эта двойственность очень точно была подмечена О. Коваловым в его рецензии на фильм «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным»: «В фильме Кары выдающийся актер Петренко играет малоподвижного и зловещего истукана. Это явный злодей, упырь, Синяя Борода из страшной легенды — и, совсем как в покоях его замка, на стенах южного особняка пляшут багровые отблески, предвещая кровь, что вот-вот прольется. <...> Каре, наверное, хотелось соответствовать массовым представлениям о Сталине, основанным на его идеализированной иконографии — изображениях и монументальных изваяниях; таким нехитрым образом «одеть в плоть» социальный миф. Стремясь не отстать от новейших веяний, Кара изо всех сил «обличает» Сталина — при этом сам по режиссерской природе склонен к локальным краскам и открытым конфликтам «коммерческого кинематографа», которому с руки не пригвождать вождя к позорному столбу, а делать из него героя романтизированной истории»6.
Характеристика Ковалова вполне применима и к таким перестроечным фильмам, как «Повесть непогашенной Луны» Е. Цымбала, «Похороны Сталина» Е. Евтушенко, «Закон» В. Наумова, «Враг народа Бухарин» Л. Маряги-на, «Николай Вавилов» А. Прошкина и др. Если в фильмах 40-х Сталин изоб-
22
ражался как всемогущий бог, то теперь, сохранив такие атрибуты, как немногословность, вескость речи, размеренность движений, непроницаемый взгляд, он становится загадочным демоном, священной миссией которого является не привести советский народ к победе коммунизма, а планомерно и коварно уничтожить лучших его «сынов».
Однако главным признаком «мифологизирующей эпизации» перестроечных фильмов следует считать не столько образ Сталина, сколько выведение нового архетипа трагического героя сталинской эпохи - коммуниста-мученика. Небезынтересно отметить, что этот мученик во многом напоминает героев некоторых соцреалистических романов, которые в неутомимой борьбе за великую идею с готовностью идут на смерть («Мать» Горького, «Молодая гвардия» Фадеева и др. )7. Однако сталинский режим, в отличие от белогвардейцев или фашистов, подвергает унижениям не врагов, не диссидентов, не борцов, а своих же преданных адептов (речь идёт о таких фильмах, как «Перед рассветом» Я. Лапшина, «Стук в дверь» Б. Чимидова, «Завтра была война» Ю. Кары и др. ). Складывается впечатление, что уничтожение героев-мучеников - самоцель, миссия тоталитарного режима и его «ценных псов». «Антисталинские кинотрагедии» времён перестройки всячески подчёркивают беспричинность изображаемых унижений. В них сталинская эпоха изображается «великим временем наоборот»: она воспевается со знаком минус как эпоха самых великих унижений, выпавших на долю советского народа.
Ключ к объяснению мифологизации сталинской эпохи в кинематографе перестройки можно найти в статье Ю. Лотмана «Место кинематографа в механизме культуры»8. По Лотману, любая культура нуждается в механизме самоо-писаиия. В древности таким механизмом был миф; в XX веке, отмеченном регрессией в архаические представления, роль нового мифа выполняет кинематограф9. Именно посредством кино культура выражает свои трансформации, канонизируя одни черты и объявляя неканоническими, неструктурными другие.
И, разумеется, мифологизация является прямым следствием коммуникативной задачи кинематографа, сё превалированием над задачей познаватель-