Ви є тут

Прогнозування кризового стану підприємства та обґрунтування комплексу заходів антикризового управління

Автор: 
Шембель Юлія Самуїлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002053
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Механизм прогнозирования кризисного состояния предприятий на основе анализа макро- и микросреды

Любое предприятие является социально-экономической системой, в которой люди объединены совместной деятельностью, нацеленной на достижение определенных целей. Оно имеет свое предназначение, или миссию, культуру, имидж, развивается в соответствии с обоснованной стратегией и эффективно использует ресурсы, изменяется в соответствии с требованиями окружающей среды и погибает, когда оказывается неспособным выполнить их. В нестабильной и неопределенной среде предприятие должно быть более гибким, уметь адаптироваться и легко приспосабливаться к быстрым и частым внешним изменениям.
Рыночные условия хозяйствования требуют и делают возможным переход к новой системе управления предприятием, позволяющей быстро оценивать изменения рыночной ситуации и быстро реагировать на них.
Возможность наступления кризисного состояния может возникнуть на любом этапе существования предприятия, даже с момента зарождения идеи о его создании. Это связано с тем, что предприятие находится в окружении многочисленных факторов, которые влияют на него как положительно, так и отрицательно. Кроме того, эффективное ведение бизнеса, правильность принятия решений, внутреннее взаимодействие всех подразделений влияют на результаты работы предприятия и его устойчивость по отношению к внешним факторам.
Предприятие имеет свой жизненный цикл, включающий все стадии от рождения до старения и обновления. Чтобы приспособиться, выжить и существовать в условиях динамичной окружающей среды, предприятие должно постоянно изменять, поддерживать внутреннее соответствие между частями системы и уметь адаптироваться. В противном случае неизбежно возникновение кризисной ситуации и даже банкротства предприятия.
Явно выраженным признаком и законодательно определенной предпосылкой банкротства является неплатежеспособность. Поэтому часто появление неплатежей является поводом отнесения предприятий к числу потенциальных банкротов, а в процессе диагностики банкротства уделяют внимание только финансам. Однако истинные причины банкротства предприятия могут быть связаны с изменениями рыночной конъюнктуры, низким качеством менеджмента, отсталостью технологий, изношенностью основных фондов и др. Так как факторы кризиса затрагивают все стороны деятельности предприятия, то его устойчивость к кризисным явлениям будет зависеть от того, насколько обширным и глубоким будет анализ деятельности. Такой анализ предполагает выявление факторов и причин, обусловивших появление кризиса.

2.1.1. Факторы и причины кризиса

Функционирование предприятий в динамичной рыночной среде вызывает необходимость создания структурированного информационного поля, которое позволит руководителям легко ориентироваться и принимать обоснованные решения. Наблюдение за окружающей предприятие средой является одним из способов заблаговременного получения такой информации и выявления области, в которой причины и факторы кризисных ситуаций проявляют себя скорее всего. Наблюдение за окружающей средой включает изучение и объяснение многих событий с целью определения потенциальных тенденций изменения состояния окружающей среды. В свою очередь, тенденции изменения состояния окружающей среды помогут выявить возможные очаги возникновения кризисной ситуации и определить перспективы развития предприятия.
При анализе возникновения кризисных ситуаций необходимо различать факторы и причины. Автор работы [9] описывает эти понятия следующим образом. Под фактором понимается событие или зафиксированное состояние, свидетельствующее о наступлении кризиса. Причиной кризиса является событие или явление, вследствие которого появляются факторы.
В литературе представлено множество классификаций, делящих факторы на разные группы [66, 93, 123, 140]. Для целей диагностики банкротства нами разработан укрупненный перечень возможных факторов кризиса деятельности предприятия (рис. 2.1). Согласно представленной на рис. 2.1. схеме все окружение предприятия делится на макросреду (оказывающее косвенное влияние) и микросреду (имеющее непосредственное влияние), а все факторы, влияющие на деятельность предприятия, делятся на внешние (предприятие не может влиять на них) и внутренние (результат организации работы самого предприятия).
Макросреда включает в себя часть внешних факторов и определяет (табл. 2.1):
- общий уровень экономического развития и экономических условий, в которых работают предприятия;
- политическую и правовую систему государства, оказывающую сильное воздействие на деловую активность предприятий;
- социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе;
- технический прогресс и результаты научных исследований и разработок, которые могут использовать предприятия;
- состояние природных ресурсов.
Факторы макросреды тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Изменение состояния одних компонентов оказывает воздействие на другие, что может привести к их изменению и усилению влияния на предприятие. Кроме того, макроокружение по-разному влияет на различные предприятия, а степень влияния зависит от особенностей функционирования самого предприятия, размера, отраслевой принадлежности, территориального расположения.

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на деятельность предприятия в среде его существования

Таблица 2.1
Факторы макросреды, влияющие на деятельность предприятия
Факторы Характеристика и проявление факторов МеждународныеОбщеэкономи-
ческиеЭкономический спад, обусловленный цикличностью развития, финансовая несостоятельность зарубежных партнеров, потеря экономических связейМеждународная торговля Разрыв международных соглашений, ограничения свободной торговли, закрытие свободных экономических зон и зон свобо