Ви є тут

Методичні основи формування стратегії розвитку малих транспортних підприємств у сфері пасажирських перевезень

Автор: 
Терьошкіна Наталія Євгенівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004603
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ
2.1. Современное состояние и тенденции развития транспортной сферы услуг
П. Дойль определяет услугу как действие или выгоду, её покупатель не получает
права собственности на какой-либо материальный объект [45, с. 448]. Данное
определение выражает основную идею услуг, но в нём не проводится разграничение
между реализацией товаров и услуг. Кроме того, большинство производителей
предоставляют покупателям наряду с товаром сопутствующие услуги. На наш взгляд,
в рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной
деятельности, направленный на удовлетворение личных потребностей населения и
нужд производства, а также потребностей общества в целом.
Сфера услуг, развитие которой в мире начался в первой половине 60-х годов ХХ
века, сегодня выступает важнейшим и преуспевающим сектором экономики развитых
стран. Основные факторы расцвета сферы услуг можно выделить следующие:
1. Развитие сферы услуг обусловлено внутренними, структурными потребностями
научно-технического прогресса.
2. Прогресс рассматриваемой сферы непосредственно соотносится с динамикой
уровня жизни населения, которая неуклонно возрастает.
3. Возникает новая потребительская культура, которая провозглашает своим
символом возможность не только окружать себя дорогими вещами, но и возможность
покупать дорогие услуги [26, с. 56-57].
К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в
крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и
розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса,
бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62-74% в ВВП, 63-75% – в
общей численности занятых и превысила 50% общего объёма капиталовложений [42,
с. 25-28].
В процессе перехода экономики Украины на рыночные основы и её интеграции в
мировое хозяйство следует учитывать как активную роль сферы услуг, так и все
аспекты её развития за рубежом (технические, структурные, организационные,
управленческие, количественные и качественные). Одной из первостепенных задач в
Украине является ускорение процесса развития сферы услуг. Доля рассматриваемой
отрасли выросла в 2001 году по сравнению с 1991 годом почти в два раза и
составляет примерно 51% ВВП и 49% общей численности занятых [1 По данным
Интернет-газеты Korrespondent / www.Korrespondent.net.
]. Однако в преобладающей части этот рост связан с более глубоким падением
материального производства.
Ещё большее отставание Украины по научно-техническому уровню и качеству услуг.
Между тем, как свидетельствует зарубежный опыт, без крупномасштабной сферы
услуг с развитыми транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитными и
страховыми секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и
здравоохранения, отвечающими новым требованиям, Украина не сумеет создать
эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в глобальную экономику.
Немаловажен для Украины и огромный потенциал отраслей услуг в решении проблемы
занятости, которая при успешной реструктуризации материального производства
приобретёт критическую остроту.
Анализ тенденций развития сферы услуг в странах Запада позволяет выделить ряд
направлений, особо важных для нашей экономики. Прежде всего, государство должно
содействовать формированию и развитию мелкого бизнеса, который в услугах
занимает традиционно важные позиции. Высокая трудоёмкость большинства услуг и
сравнительно небольшие размеры стартового капитала для организации дела
благоприятствуют развитию в этой сфере мелкого предпринимательства, поэтому
государство должно поощрять этот наиболее экономичный и быстрый вариант
расширения услуг и создания в стране среднего класса.
Развитие сферы услуг в таких её составляющих, как транспорт, наука и научное
обслуживание, туризм и рекреационный бизнес, способно внести существенный вклад
в увеличение производства ВВП при относительно меньших капитальных затратах и
более коротких сроках их окупаемости [26, с. 57-58; 95, с. 78].
Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и
усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное
изучение опыта функционирования транспорта стран с рыночной экономикой. Понятие
«услуга транспорта» начинает широко использоваться в практике организации и
планирования работы перевозчиков.
Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный
на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого
технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного
обеспечения. Под транспортной услугой подразумевается не только собственно
перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав
перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
Общий объём внешней торговли услугами Украины в 2002 году составил 5246,9 млн.
дол. и увеличился по сравнению с 2001 годом на 11,8%. При чём наибольший
удельный вес в общем объёме украинского экспорта составляют транспортные услуги
— 83,5% [65, с. 8-9].
Экспорт транспортных услуг — реальный ресурс, который имеет Украина для
достижения экономического роста. Поэтому вполне логично, что одним из основных
приоритетов украинской экономики признано развитие транзитного потенциала [143,
с. 75].
Транспорт выступает одним из основных факторов, которые влияют на размещение
продуктивных сил. Являясь элементом как национальной, так и международной
инфраструктуры, он обеспечивает процесс производства и возможности эффективного
использования производственных ресурсов. Одновременно транспорт выступает и
фактором экономического