Ви є тут

Логістико-орієнтоване управління фінансово-господарською діяльністю вищого навчального закладу

Автор: 
Ходикіна Інна Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004740
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ И
ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ ВУЗа
В новых экономических условиях [23, 87, 91, 116-119] повышается роль и
значимость научно-обоснованных управленческих решений в менеджменте любого
экономического объекта [3]. Особую важность приобретает финансовый менеджмент,
от эффективной организации которого зависят все остальные виды деятельности
экономического объекта как основной функциональной, так и вспомогательных
обеспечивающих [43, 49, 66, 74, 76, 79, 86, 92, 97, 98, 100-105]. Объективность
и качество принимаемых решений оценивается на основе методов
экономико-математического моделирования [27, 28, 60, 63, 75, 82-85, 114].
Для успешного решения ВУЗом основной экономической проблемы необходима
эффективная организация управления ограниченным набором ресурсов. Уровень
организации такого управления определяет конечные результаты работы ВУЗа:
подготовка бакалавров, специалистов, магистров, научно-технической продукции,
методической и учебной литературы и т.д. Поэтому, вопросу совершенствования
менеджмента уделяется большое внимание, так как его организация является
решающим фактором прогресса в экономической деятельности ВУЗа.
Менеджмент ВУЗа представляет в общем случае планирование, контроль, анализ,
корректировку и регулирование показателей в различных сферах его деятельности.
Финансово-хозяйственная деятельность не является основой в системе менеджмента
ВУЗа, но от эффективности ее организации зависит успешное осуществление
научно-педагогического процесса.
Классифицируя менеджмент на функциональный, ориентированный на управление ВУЗом
в целом для получения высоких показаний научно - педагогической деятельности, и
обеспечивающий, связанный с управлением отдельными подсистемами, рассмотрим
методы и модели, применяемые для управления финансово - хозяйственной
деятельностью ВУЗа, входящей в состав второго направления.
2.1. Механизм управления себестоимостью обучения в системе
контроллинга ВУЗа
Высшие учебные заведения, представимые в виде сложных систем, подвержены
влиянию достижений научно - технического прогресса и динамики изменения внешней
среды Управляемость таких систем обеспечивается за счет применения наиболее
перспективных направлений менеджмента. Одним из таких направлений является
контроллинг, рассматриваемый как функционально обособленное направление
экономической работы в ВУЗе. Это направление связано с реализацией финансово -
экономической комментирующей функции в менеджменте и обеспечивает принятие
оперативных и стратегических управленческих решений.
Вопросы оптимального использования имеющихся возможностей, объективной оценки
сильных и слабых сторон ВУЗа, индикация и предупреждение возможного банкротства
и критических ситуаций находятся в перечне основных, информационное обеспечение
для принятия решений которых осуществляет контроллинг. Управленческий и
финансовый учет являются основой контроллинга [36, 68, 93].
Высокая динамика изменений внешней среды определяет необходимость создания
службы контроллинга в высшем учебном заведении. Поскольку контроллинг требует
оперативной, точной, полной и достоверной информации, создание службы
контроллинга целесообразно осуществлять на базе службы автоматизации с
последующим ее расширением до службы, занимающейся реинжинирингом
бизнес-процессов.
Управление себестоимостью обучения в ВУЗе является одним из направлений работы
службы контроллинга. Наличие интегрированных автоматизированных систем с
функционирующими подсистемами управленческого и финансового учета является
необходимым условием для реализации этого направления.
Расчет себестоимости обучения осуществляется на стратегическом и оперативном
уровнях и требует значительных трудозатрат. Временные ограничения являются
критическими, что обусловливает необходимость применения современной
вычислительной техники.
ВУЗ находится на привилегированном положении со стороны государства и
рассматривается как неприбыльная организация. Основным источником
финансирования ВУЗа являются внебюджетные средства, полученные за обучение
студентов на договорной основе. Это значит, что все поступления от реализации
своей деятельности ВУЗ может и должен использовать на решение задач обеспечения
научно-педагогического процесса.
Для повышения эффективности экономических процессов в ВУЗах реализуется
децентрализованное управление, при котором факультетам, отдельным кафедрам и
лабораториям делегированы экономические полномочия, и они выступают как центры
ответственности по ведению научной, педагогической, хозяйственной и других
видов деятельности. Такая форма управления оправдана в ВУЗах, имеющих в своем
со ставе факультеты с так называемыми «престижными» (или особенно
востребованными) в настоящее время специальностями (экономические, юридические)
и менее «престижными» (естественные и гуманитарные, ориентированные в основном
на подготовку специалистов для системы среднего образования), то есть имеющих
специальности с различным уровнем рентабельности.
Это дает возможность повышать заинтересованность центров ответственности самим
зарабатывать и расходовать деньги и тем самым проявлять активность по
привлечению студентов к обучению на соответствующих специальностях. В ВУЗах с
одинаковым профилем (примерно одинаковой рентабельностью) специальностей
эффективное управление его экономикой может быть достигнуто и при централизации
всех сфер экономической деятельности.
Выделение центров ответственности престижных и непрестижных специальностей
влияет на стоимость обучения, а, следовательно,