Ви є тут

Управління підприємством в умовах кризи.

Автор: 
Цурік Валерій Віталійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U001082
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННО -
РЕШАЮЩИХ ЦЕНТРОВ
Диагностика уровня кризисного состояния предприятия, являясь определяющей
составляющей механизма управления предприятием в условиях кризиса, приобретает
все большее значение. При организации управления предприятием в условиях
кризиса возникает необходимость в единых методических и теоретических подходах
к диагностике уровня кризиса. Для этого исследуются концептуальные положения
построения системы диагностики кризисного состояния, предлагается
количественная оценка финансовых угроз возникновения кризиса, разработаны
методические подходы к анализу кризиса результата. По предложенной системе
показателей исследованы кризисные факторы в стратегическом управлении
предприятиями сферы телекоммуникационных услуг.
2.1. Концепция построения системы диагностики уровня кризисного состояния
предприятия
Необходимость диагностического исследования предприятия для определения наличия
и глубины кризиса, путей и средств выхода предприятия из кризисного состояния
не вызовет сомнений и осознается всеми исследователями проблемы кризиса.
Термин “диагностика” (от грец. diagnostikos – способный распознавать) дословно
переводится с древнегреческого как распознавание состояния объекта по
второстепенным признакам. Другой возможный перевод этого понятия – изучение
состояния объекта, в том числе и экономического, что отвечает традиционной
терминологии экономического анализа [8]. В Большом энциклопедическом словаре
термин “диагностика” истолковывается как установление и изучение признаков,
которые характеризуют состояние организмов, систем для предусмотрения возможных
отклонений в их работе и деятельности. Там же определена сущность понятия
“диагностика экономической системы” как исследование, ориентированное на
определение целей функционирования предприятия, методов их достижения и
выявление недостатков [11].
В специальной литературе нашло распространение также понятие “экономическая
диагностика”. Экономическая диагностика направлена, прежде всего, на оценку
состояния экономических объектов в условиях неполной информации с целью
выявления проблем развития и перспективных путей их решения. Задачами
экономической диагностики являются:
оценка состояния хозяйственной системы (предприятия) при условии ограниченной
информации;
оценка режима функционирования, его эффективности и на этом основании –
стабильности работы предприятия;
определение возможных вариантов экономической динамики, которая сложилась,
исходя из структуры связей между показателями, которые характеризуют
деятельность предприятия;
оценка возможных последствий управленческих решений, учитывая эффективность
деятельности предприятия.
В составе экономической диагностики следует выделять, учитывая назначение ее
результатов – диагностику хозяйственно-финансового состояния предприятия и
последствий управленческих решений.
Витлинский В. и Пернаривский А. в своей работе [12] выделяют такие направления
диагностики, как оперативная и стратегическая. Оперативная диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентирована на обоснование
текущих, оперативных управленческих решений. Она отслеживает ключевые сферы
деятельности предприятия, прежде всего, финансовое состояние, безубыточность,
материальные и информационные потоки, риски, которые присущи его деятельности.
Целью же проведения стратегической диагностики служит оценка эффективности
выбранной стратегии деятельности, исследование стратегической позиции
предприятия по отдельным направлениям его деятельности, оценка сильных и слабых
сигналов, которые получает предприятие из внешней среды.
Интересные идеи относительно сути, назначения и направлений диагностики
предприятия изложены в работах Щиборща К. и Щербаковой О. [124]. Определено,
что бизнес-диагностика – это ретроспективное (на основе достигнутых
результатов), оперативное (текущее состояние) и перспективное (прогноз
развития) комплексное исследование хозяйственной деятельности предприятия,
необходимое для обоснования его хозяйственной политики на будущее. Целью
бизнес-диагностики является выявление наиболее важных проблем в деятельности
предприятия и разработка на этом основании программы кратко- и долгосрочных
мероприятий, которые дадут возможность повысить эффективность и финансовые
результаты деятельности предприятия.
Одним из направлений экономической диагностики является диагностика кризисного
состояния предприятия.
В работе профессора Бланка И.А. [19, с. 276] определено, что “диагностика
банкротства – это система целевого финансового анализа, направленного на
выявление параметров кризисного развития предприятия, генерирующих угрозу его
банкротства в последующем периоде”.
С целью диагностики банкротства в системе общего анализа финансового состояния
предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, которые формируют
возможное “кризисное поле”, что создает угрозу банкротства. К группе объектов
кризисного поля входят показатели ликвидности активов, структуры используемого
капитала, срочности финансовых обязательств, а также показатели формирования
чистого денежного потока с операционной (производственно-коммерческой),
инвестиционной и финансовой деятельности. Отсюда следует, что диагностика
предусматривает постоянный контроль за изменением определенной системы
финансовых показателей деятельности предприятия, которые предложено включать в
состав системы мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.
Лигоненко Л.А. [65, 99] считает нецелесообразным ог