Ви є тут

Формування та розвиток роздрібної торговельної мережі в умовах ринкової економіки

Автор: 
Соболєв Вячеслав Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U001085
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Условия формирования розничной торговой сети в промышленном регионе
Розничная торговля является индикатором развития рынка и платежеспособности
населения. Для выявления проблем формирования розничных торговых сетей в
Донецком регионе целесообразно использовать комплексный системный подход,
предполагающий собой взаимосвязь методов стратегического анализа (рис.2.1).

Рис. 2.1. Схема проведения стратегического анализа для выявления проблем
формирования розничных торговых сетей
Одним из условий формирования товарного рынка является взаимодействие оптовых и
розничных торговых структур. Это обусловлено тем, что мелким предприятиям
экономически невыгодно осуществлять товаров закупки самостоятельно у
непосредственных производителей. Самостоятельные закупки товаров у
производителей, как правило, осуществляют крупные торговые сети. Но таких
крупных розничных торговых сетей в Донецкой области практически нет. Отсутствие
системы прямых закупок приводит к удорожанию продукции в розничной торговле,
что в свою очередь способствует замедлению оборачиваемости товаров в рознице.
Кроме низкой платежеспособности населения одной из проблем формирования
розничной торговой сети является низкая эффективность работы уже существующих
торговых сетей, что замедляет их развитие. При этом следует отметить, что
проблемы в развитии торговых сетей более присущи неспециализированным
продовольственным предприятиям.
Предположительно все предприятия розничной торговой сети могут быть
классифицированы по комплексному признаку: собственник (отечественный или
иностранный), историческое наследие (период формирования сети) и масштабность.
Это позволяет выделить четыре типа предприятий торговой сети:
Исторически сложившиеся предприятия.
Торговые предприятия, основанные на отечественном капитале.
Торговые предприятия, основанные на иностранном капитале.
Мелкорозничные торговые предприятия.
Проведем анализ потенциала предприятий и рассмотрим становление и развитие
исторически сложившихся розничных торговых сетей в Донецкой области на примере
ЗАО «Маркомпрод» (г.Мариуполь).
ЗАО «Маркомпрод» представляет собой исторически сложившуюся торговую сеть. ЗАО
«Маркомпрод» осуществлял торговлю продовольственными товарами на протяжении 60
лет. До распада СССР государство диктовало торгу узкую специализацию продаж. На
тот момент предприятие не осуществлял продажу непродовольственных товаров,
овощей и фруктов. Отсутствовали предприятия общественного питания. С развитием
рыночных отношений постепенно изменилась структура деятельности торга, была
организована и расширяется оптовая торговля, что отражено в динамике
структурного развития (табл.2.1, 2.2).
Таблица 2.1
Динамика структурного развития розничной торговли ЗАО «Маркомпрод»
Годы
база
магазины
1991 г.
1994 г.
1997 г.
1999 г.
2000 г.
Таблица 2.2
Динамика развития сети общественного питания ЗАО «Маркомпрод»
годы
кафетерии
кафе
ресторан
1991 г
1994 Г.
1997 Г.
10
1999 Г.
12
2000 Г.
20
Торговая сеть ЗАО «Маркомпрод» представляет собой комплексную систему, которая
самостоятельно обеспечивает поддержку торговой деятельности за счет
диверсификации и модернизации (табл.2.3).
Если до 1991 года ассортимент выпуска продуктов питания ЗАО «Маркомпрод»
составлял 1000 наименований, то к 2001 году эта цифра достигла 3000
наименований. С 1997 года торг начал заниматься внешнеэкономической торговой
деятельностью (табл.2.4), осуществляя закупку товаров в ряде стран - Турции,
Бельгии, Польше, Греции, Австрии, Дании, Венгрии, Голландии, Германии, Италии и
др.
Таблица 2.3
Модернизация предприятий общественного произ­водства ЗАО «Маркомпрод»
Годы
Мучные цеха в магазинах
Кондитерские цеха
Минипекарни
Производство
1991 г
1994 г
1997 г
1999 г
2000 г
Таблица 2.4
Таблица поставок импортных товаров
ГОДЫ
Наименование товара
Сумма закупок, у.е
1997 г.
Холодильное оборудование, мороженое, кондитерские изд., колбасные изд., мясные
изд. , линия для производства хлеба, х/б изд., безалкогольные напитки и др.
2. 010.013
1998 г.
Рис, крабовые палочки, оливки, кон­сервы рыбные, молочная продукция, мороженое,
овощи, фрукты, кондитерские изд., изюм, макароны и дрожжи
713. 179
2000 г.
Молочные продукты, рис, консервы рыбные, колбасные изделия.
293. 288
Финансовый кризис 1998 года, повлекший значительные убытки в связи с ростом
курса доллара, сделал импортные товары неконкурентоспособными по цене. В связи
с этим, со второй половины 1998 года деятельность служб маркетинга ЗАО
«Маркомпрод» была направлена на работу с отечественным производителем.
Однако, в трудных условиях предприятие продолжало развиваться, направляя
средства амортизационного фонда на приобретение оборудования. В 1998 году
приобретено и установлено оборудования на сумму 182 тыс. грн, в 1999 году - 216
тыс. грн. В магазинах, в которых была проведена реконструкция с заменой
оборудования, увеличен объем продаж товаров, требующих специальных условий
хранения и обработки.
В состав ЗАО "Маркомпрод" также входят: - 3 оптовые базы - площадью - 15867 кв.
м., в т. ч. холодильник емкостью 550 тонн, кафе и ресторан в отдельно стоящих
помещениях на 194 посадочных места; 2 цеха по выпечке кондитерских изделий
производственной мощностью 111 тонн в год; 3 цеха по выпуску мясных
полуфабрикатов (котлеты, пельмени) производственной мощностью 14 тонн в год; 2