Ви є тут

Формування стратегії розвитку автотранспортних підприємств

Автор: 
Левченко Ольга Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U002415
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ анализ деятельности АТП
2.1. Анализ стратегического потенциала и внешней среды АТП
Стратегический анализ является важнейшим этапом разработки стратегии,
поскольку позволяет сформулировать цели и задачи предприятия, наметить пути
стратегического развития. Целью стратегического анализа, выполненного в целом
по предприятию, является оценка стратегического потенциала АТП и его
окружения.
Чтобы приступить к анализу стратегического потенциала АТП, необходимо уточнить
его содержание. Применительно к предприятию в целом, стратегический потенциал
обозначают неоднозначно. Так, одни определяют его как возможности предприятия
при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов [80], другие [119]
как “ресурсы, которые могут быть значительно изменены только соответствующими
стратегическими решениями”. В.В.Пастухова под стратегическим потенциалом
понимает “возможности достижения стратегических целей за счет эффективного
использования ресурсов” [103, с. 32]. К таким ресурсам она относит те, что
обеспечивают предприятию долгосрочные конкурентные преимущества, укрепляют
конкурентные позиции и могут быть изменены только в результате принятия
стратегических решений. В.Д.Маркова и С.А.Кузнецова трактуют данную категорию
как “совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для
разработки и реализации стратегии предприятия” [89, с. 81]. Они подчеркивают,
что в условиях нормальной экономики к стратегическому потенциалу могут быть
отнесены все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ
предприятия. При этом одни ресурсы имеют большее значение, другие – меньшее.
Автор присоединяется к точке зрения В.Д.Марковой и С.А.Кузнецовой, а поскольку
в рамках данного исследования разрабатывается стратегия развития, то под
стратегическим потенциалом АТП следует понимать совокупность имеющихся ресурсов
и возможностей предприятия для разработки и реализации стратегии развития. К
таким ресурсам относят все имеющиеся и достижимые ресурсы, а также возможности,
которыми располагает АТП. Вводить ограничения относительно ресурсов, не
изменяемых под действием стратегических решений, на взгляд автора
необязательно. Анализировать нужно все ресурсы АТП, а какие из них имеют для
предприятия стратегическое значение, покажет именно анализ, поэтому достаточно
обозначить более или менее важные ресурсы в процессе достижения стратегических
целей.
Для оценки потенциала предприятия в настоящее время применяют три основных
подхода: ресурсный, структурный (функциональный) и целевой
(проблемно-ориентированный). В основе ресурсного подхода лежит оценка
составляющих стратегического потенциала в ресурсном разрезе. В качестве
составляющих рассматривают [89, 122]: гибкость производства, гибкость
управления, конкурентоспособность предприятия, долю рынка, инвестиционные
возможности, выявление нужд и запросов потенциальных потребителей и т.д. При
этом анализу подлежат все виды ресурсов предприятия: производственные,
финансовые, маркетинговые, НИОКР, кадровые, управленческие. В некоторых случаях
отдельно выделяют материальные ресурсы [18], информационные ресурсы [89],
организационную культуру [102]. В.В.Пастухова при оценке стратегического
потенциала использует матрицу ключевых факторов предпринимательского успеха,
где эти факторы рассматривают по ресурсной принадлежности по группам:
научно-технические, маркетинговые, управленческие. Отдельно анализируют такие
факторы “неосязаемого” потенциала как имидж предприятия, имидж услуг,
компетентность персонала, организационная культура [103].
Структурный подход к оценке потенциала заключается в расчленении предприятия на
функциональные сферы деятельности с последующей их оценкой. Г.В.Осовская,
О.Л.Фищук, И.В.Жалинская раскрывают три направления деятельности предприятия:
поставки, производство, сбыт [102]. В.Д.Маркова и С.А.Кузнецова и др. считают,
что анализ потенциала предприятия должен охватывать все сферы его деятельности:
менеджмент, НИОКР, производство, маркетинг, финансы, кадры [89, 122].
Целевой подход состоит в определении соответствия имеющегося потенциала и
поставленных целей. Поскольку на начальном этапе разработки стратегии
предприятие не имеет четко поставленных целей и задач данный подход
использовать не рекомендуется.
При выборе того или иного подхода к проведению анализа стратегического
потенциала решающее значение имеет полнота и правильное стратегическое видение
организации в целом. Структура анализа стратегического потенциала АТП должна
соответствовать структурному построению процесса разработки стратегии
развития.
Функциональная структура ресурсов обуславливает связь между стратегическим
потенциалом и функциональными стратегиями предприятия. Следовательно, анализ
должен быть построен таким образом, чтобы его результаты позволяли
сформулировать возможные функциональные стратегии развития.
Для решения поставленной задачи, на основе ресурсного и функционального
подходов, разработан комбинированный подход к оценке стратегического потенциала
АТП.
В качестве компонентов стратегического потенциала предлагается использовать
показатели объема имеющихся ресурсов и эффективности их использования,
сгруппированные по функциональному признаку в группы: производство, маркетинг,
финансы, кадры, инновации, организационная культура. Так, для оценки
производственной сферы АТП используются следующие показатели: среднесписочное
количество автомобилей, коэффициент использования парка, время нахождения
автомобиля в наряде, фондоотдача, фондовооруженно