Ви є тут

Управління маркетингом некомерційних суб'єктів

Автор: 
Смірнова Євгенія Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U002865
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Влияние маркетинговой среды на управлением маркетингом некоммерческих
субъектов
Маркетинговая среда представляет собой совокупность факторов, которые влияют
на процесс управления маркетингом некоммерческих субъектов, их развитие и
взаимоотношения с потребителями.
Ф.Котлер определяет маркетинговую среду как совокупность «действующих за
пределами компании субъектов и сил, которые влияют на развитие и поддержание
службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами» [59, 150].
Учитывая то, что любые субъекты рынка ощущают значительное влияние
маркетинговой среды, то основная задача исследования маркетинговой среды
заключается в том, чтобы исходя из оценки состояния и тенденций развития среды
взаимосогласовать её влияние, потребности целевого рынка, цели и возможности
субъекта рынка, в данном случае учреждений образования.
Н.Куденко структурирует последствия игнорирования оценки маркетинговой среды в
процессе управления, отмечая, что это приводит к принятию необоснованных
решений, непоследовательности решений, запаздывания внедрения инноваций,
пассивного реагирования на рыночные изменения, рыночной уязвимости, что в целом
приводит к ослаблению рыночных позиций и утраты ориентиров [63, 22].
Ж.Ж.Ламбен отмечает, что «…изменения происходят с такой скоростью, что можно с
уверенностью прогнозировать сохранение и даже усиление турбулентности в
ближайшие годы. … изменения в макромаркетинговой среде являют собой примеры
крупных преобразований, под влиянием которых, в свою очередь, происходят
социокультурные перемены» [67, 66].
Исходя из важности определения силы влияния факторов маркетинговой среды на
учреждения образования необходимо изначально остановиться на исследовании
маркетинговой среды, с целью выявления тенденций, способных оказать
существенное влияние на систему образования в Украине.
Для исследования влияния маркетинговой среды на рынок образовательных услуг в
целом и учреждения образования в частности, целесообразно использовать комплекс
методов, начиная от мониторинга, через кабинетные исследования (статистический
анализ, анализ вторичной информации), до экспертных оценок определения силы
влияния факторов маркетинговой среды.
Таким образом, используя мониторинг и кабинетные исследования предопределим
наиболее характерные тенденции маркетинговой среды.
Экономическая среда. Общую экономическую и конкурентную ситуацию в экономике
Украины характеризуют следующие черты: рост /снижение ВВП, экономический рост,
глобализация (перспективы вступления в ЕС), уровень безработицы, темпы
инфляции, коммерческое влияние стран ЕС, укрепление национальной валюты.
Основные макроэкономические показатели в 2003 году в Украине характеризовались
следующими цифрами [112, 566].
валовый внутренний продукт составил 109,4%,;
промышленное производство – 115,8 %;
продукция сельского хозяйства – 89 %;
розничный товарооборот – 120,0%.
Исходя из этих показателей следует отметить, что рост макроэкономических
показателей довольно высок (для сравнения: средний рост развитых стран Европы
составил 1-2%), за исключением сельского хозяйства, где продолжается спад
производства.
Рост промышленного производства позволяет предположить, что это вызовет
необходимость привлечения дополнительного персонала, что в свою очередь будет
способствовать снижению безработицы и росту востребованности квалифицированных
специалистов.
Численность занятого населения в Украине имеет устойчивую тенденцию к
стабилизации или незначительному сокращению (табл.2.1). Однако, уровень
безработицы имеет тенденцию к сокращению.
Таблица 2.1
Численность занятого населения и уровень безработицы в сравнении с численностью
населения Украины*
Страна
1990
1995
2000
2001
2002
Темп роста, %
Численность занятого населения, млн.чел.
Украина
25,4
23,7
21,3
21,0
21,4
101,9
Испания
12,6
12,5
15,4
15,9
16,3
102,5
Франция
22,1
22,2
23,3
23,8
23,9
100,4
Уровень безработицы, %
Украина
11,7
11,1
10,1
- 1,0
Испания
16,4
22,9
14,1
13,1
11,4
- 1,7
Франция
10,2
11,6
10,0
8,8
9,0
0,2
Численность населения, млн.чел.
Украина
47,6
40,4
59,7
Испания
Франция
* таблица сформирована на основе [111].
Исходя из табл.2.1. можно отметить, что происходит сбалансированный рост
занятости и сокращения уровня безработицы, которые приближаются к
среднеевропейскому, при этом отсутствуют какие либо противоречия, в отличие от
Франции, где занятость выросла на 0,4 %, но при этом возросла и безработица на
0,2%.
Рост численности занятости населения способствует формированию востребованности
курсов повышения квалификации, получения второго высшего образования, а также в
итоге является предпосылкой для создания системы непрерывного образования.
Снижение безработицы способствует росту доходов в определенной группы
населения, что в принципе создает востребованность услуг системы образования.
По данным предприятий, учреждений и организаций, количество свободных рабочих
мест и вакантных должностей на начало 2004 года составило 166,5 тыс., что на
20,0% больше, чем в 2003 году. Но ситуация на региональных рынках труда
остается достаточно напряженной. В ряде регионов она приближается к кризисному
состоянию, для которого характерно отсутствие механизма "саморегулирования",
появление тенденцией к стихийному "самовоспроизведению", низкая восприимчивость
к внешним влияниям и антикризисным мероприятиям. Оздоровлению таких
региональных рынков труда препятствуют инерционн