Ви є тут

Формування механізму регулювання споживчого ринку

Автор: 
Гришина Ірина Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U000386
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

2.1. Модель идентификации проблем потребительского рынка
Необходимость регулирования потребительского рынка в современных условиях обусловлена наличием ряда проблем, с которыми рынок не в состоянии справиться самостоятельно, и которые в определенной степени обуславливают появление негативных тенденций в изменении рыночной конъюнктуры потребительского рынка, и отчасти являются следствием этих изменений. К тому же, чтобы успешно функционировать, всем участникам рынка также необходимо иметь наиболее точное представление о его конъюнктуре. Под конъюнктурой потребительского рынка понимается вся совокупность складывающихся на рынке в определенный момент условий, при которых происходит процесс купли-продажи благ конечного потребления. В экономическом смысле конъюнктура характеризует хозяйственную ситуацию на рынке под влиянием действующих процессов и явлений [32, 112].
Из этого вытекает необходимость комплексного исследования возможности идентификации и решения возникающих проблем с целью нивелирования или сглаживания негативных тенденций.
Механизм регулирования потребительского рынка, нацеленный на достижение динамического равновесия на этом рынке предполагает учет двух аспектов регулирования: стратегического и тактического [18]. Стратегический аспект рассматривает необходимость достижения стратегических целей, определяемых государственными органами, осуществляющими регулирование. Тактический - предполагает осуществление тактического реагирования на изменения рыночной конъюнктуры.
Модель идентификации проблем представляет собой систему мероприятий по отождествлению комплекса фактических показателей, характеризующих изменения на потребительском рынке с целевыми установками и стратегическими ориентирами (рис.2.1). Реализация данной модели, в конечном итоге, позволит государственным органам своевременно реагировать на возникающие проблемные ситуации, что обеспечит своевременное достижение стратегических ориентиров.
Стратегические ориентиры заложены в государственных и региональных программах и расписаны с различной степенью детализации в зависимости от новизны, сложности и важности того или иного стратегического направления. В соответствии с предложенной концепцией механизма регулирования потребительского рынка, они должны характеризовать направления и ограничения государственной политики в области регулирования потребительского рынка в стремлении достичь основной цели регулирования развития данного рынка - обеспечение динамического равновесия.
Основой для работы модели идентификации проблем является система мониторинга, включающая функциональные блоки наблюдения, анализа и оценки изменения рыночной конъюнктуры. Таким образом, изначально модель идентификации проблем потребительского рынка предполагает осуществление постоянного наблюдения за состоянием рыночной конъюнктуры, количественного и качественного анализа основных элементов рынка и оценки сложившейся на исследуемом рынке ситуации. Он предоставляет возможность подготовки дифференцированного в зависимости от направления мониторинга информационно-аналитического пакета для работы модели идентификации проблем [49, 95]. При всем разнообразии показателей [161], характеризующих внешние условия (от политических до социально-бытовых, климатических и т.д.) все же конъюнктура потребительского рынка в конечном итоге определяется взаимодействием трех рыночных элементов, а именно: спросом, предложением и ценой.

Поэтому в ходе наблюдения осуществляется целенаправленное отслеживание комплекса наблюдаемых показателей для каждого рыночного элемента в динамике (табл. 2.1). Частота наблюдений зависит от установленных целевых ориентиров.
Таблица 2.1
Комплекс наблюдаемых показателей
Элемент рынкаСоставляющие элементаНаблюдаемые показатели в динамике123СПРОСДемографическая составляющаяОбщая численность населенияВозрастной состав населенияДифференциация населения по половому признакуКоличество безработныхКоличество нетрудоспособныхКоличество городских жителейКоличество сельских жителейРождаемость и смертностьКоличество домохозяйствСтруктура домохозяйствДоходная составляющаяУровень и дифференциация денежных доходов населенияВеличина натуральных поступленийВеличина социальных выплатОбъём задолженности населению по выплате заработной платы и социальных трансфертовУровень сбережений Уровень привлечённых средствУровень теневых доходовРасходная составляющаяСтруктура расходов на продукты питанияСтруктура расходов на промышленные товарыСтруктура расходов на услугиПРЕДЛОЖЕНИЕПроизводственная составляющаяПроизводство товаров конечного потребленияПредоставление услугВнешняя составляющаяИмпорт товаров конечного потребленияЭкспорт товаров конечного потребленияИнвестиционная составляющаяДинамика инвестицийСтруктура инвестицийТорговая составляющаяУровень розничного товарооборота по всем каналам реализацииУровень розничного теневого оборотаЦЕНАНациональная составляющаяУровень потребительских ценУровень промышленных ценИмпортная составляющаяКурс гривны к основным валютам
После наблюдения за рыночной ситуацией в рамках второго блока модели идентификации проблем потребительского рынка по каждой из выделенных составляющих основных элементов осуществляется анализ. Он позволяет выявить основные тенденции на рынке и ключевые факторы, которые собственно и оказали влияние на динамику основных элементов рынка.
На основании проведённого анализа осуществляется реализация последнего блока модели идентификации проблем - оценки рыночной ситуации, способной реально отразить специфику потребительского рынка с учётом динамичности его развития и к