Ви є тут

Методи аналізу і прогнозування розвитку підприємств сфери послуг

Автор: 
Сидорова Антоніна Василівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3503U000250
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕТОДОВ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В
УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ
Исследование такой важной категории, как услуга и такой сложной экономической
системы, какой является сфера услуг, требует более широкого применения методов
анализа и прогнозирования ее развития, эффективного использования информации и
системы показателей в процессе принятия решений, касающихся управления этой
сферой.
Процесс управления любой экономической системой состоит из принятия решений и
осуществления мероприятий по их выполнению. Управленческое решение представляет
собой конечный продукт управленческой деятельности, т.е. выбор поставленной
цели и способа ее достижения, а также выбор определенного варианта действий. В
процессе управления используются достижения таких наук, как теория управления,
экономика, статистика, социология, психология, кибернетика и др. Управление в
сфере услуг, как и в любой другой системе, базируется на своевременной
достоверной и качественной информации, получение которой возможно при наличии
соответствующих классификаций и группировок, на количественных и качественных
характеристиках системы, на использовании различных методов, позволяющих
обосновать принятие управленческих решений.
2.1. Статистическая информация в управлении предприятиями
сферы услуг
В экономической теории все большее распространение получает тезис о переходе
постиндустриальных стран в новую стадию развития. Принципиально новые
революционные изменения в системе общественного производства вызвали процессы
информатизации. Получили развитие новые подходы к организации системы
распределительных отношений [101]. В экономической литературе последних лет
постиндустриальное общество отождествляется с информационным [54, с.24].
Действительно, информация становится важным фактором производства и
распределительных отношений. Информационный сектор и численность занятых,
связанных с формированием информационных потоков, постоянно возрастают.
Ретроспективный анализ экономической мысли свидетельствует о неоднородности
подходов к оценке отношений распределения на разных этапах экономики. Принято
считать, что учение Ф. Кенэ о «чистом продукте» является первым вкладом в
теорию распределения богатства. История экономической науки отражает
существование логической последовательности возникновения таких теорий, к числу
которых необходимо отнести теорию однофакторной модели А. Смита и трехфакторную
(земля, труд, капитал) модель производства (Д. Рикардо, Д. Милля, Ж.Б. Сэя),
теорию предельной производительности (Дж.Б. Кларка, Д. Хикса), теорию
четырехфакторной (четвертый фактор – организация или предпринимательство)
модели распределения (А. Маршалла, Й. Шумпетера, П. Самуэльсона). В современных
исследованиях кроме четырех факторов производства обосновывается действие в
экономике таких факторов, как информация и государство [101].
Доказывается, что современной экономике присуща шестифакторная модель
функционального распределения общественного продукта, составными элементами
которой выступают земля, труд, капитал, предпринимательство, государство и
информация [101].
По прогнозным оценкам, в последующие 20-25 лет для стран-лидеров индустрия
информации станет ведущей отраслью национального хозяйства с 15-20 % уровнем
занятости населения [15, с.287]. Информация является основой процесса
управления. Ее сущность определяется как «совокупность различных сообщений об
изменениях, происходящих в системе и окружающей среде» [121, c.93].
С помощью информации осуществляются циклически повторяющиеся стадии процесса
управления – получения, переработки сведений о состоянии управляемого объекта и
передачи ему управляющих команд. Следовательно, посредством информации
реализуется связь между управляющей и управляемой частями системы управления. В
работе [121, с.105] управление рассматривается как информационный процесс, т.е.
процесс управления состоит в обмене информацией между органами управления,
управляемым объектом и «внешней средой».
Исходя из сущности информации, можно выделить ее важнейшие характеристики.
Информация является: во-первых, инструментом принятия управленческих решений;
во-вторых, – фактором производственной деятельности; в-третьих, – основой для
разработки стратегии развития, социально-экономических программ. Кроме того,
сфера информации становится не только фактором, но и «особым видом
производства», который позволяет получать прибыль. Следовательно, информация в
управлении выступает и фактором производственных процессов, и фактором
распределительных отношений.
Важнейшее значение в составе всей информации принадлежит статистической
информации констатирующего, оценивающего и прогнозного характера. При этом
статистические данные являются составной частью информационной инфраструктуры,
существующей на государственном уровне.
В рамках экономики страны деятельность каждой хозяйственной единицы направлена
на достижение прибыли или определенной общественной цели. Значит информация,
идущая «снизу вверх», изначально рассчитана на получение необходимых итоговых
данных по всему национальному хозяйству страны. Эти итоговые данные по
экономике в целом и составляют статистику, как составную часть экономической
информации. Статистика дает общую оценку состояния и развития национального
хозяйства, течения социально-экономических процессов в стране или в отдельных
ее регионах, секторах. Поэтому с этой точки зрения в общей системе
экономической информации (оперативная информация, бухгалтерский учет,
статистика) роль ведущего звена принадлежит статистике.
В дополнен