Ви є тут

Формування інноваційної стратегії великих машинобудівних підприємств

Автор: 
Ландик Валентин Іванович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0503U000446
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Проведение внутрикорпоративных исследований
В последние десятилетия наука становится ведущим фактором обеспечения
конкурентных преимуществ на всех уровнях, в том числе на уровне корпораций.
Организация проведения исследований в рамках корпораций преследует несколько
целей. Большинство из них в конечном итоге можно свести к повышению
устойчивости в условиях растущей конкуренции и укреплению рыночных позиций за
счет получения технических и технологических новшеств. Фирмы стремятся, с одной
стороны, получить преимущества более высокого порядка, а с другой - увеличить
перечень (набор) конкурентных преимуществ. Это дает возможность в процессе
конкурентной борьбы создать такой отрыв, который конкуренты не смогут быстро
преодолеть. При этом использование новых технологий позволяет завоевать новые
рынки сбыта и соответственно увеличить доходы фирм, повысить норму прибыли на
вложенный капитал.
Нередко проведение исследований собственными силами преследует цель ускорить
передачу результатов исследований для экспериментального опробования и
внедрения в производство, поскольку в некоторых случаях при высокой вероятности
получения положительного результата исследований возможно начать параллельное
проведение отдельных этапов инновационного цикла, не дожидаясь окончания
исследований. В результате сокращается длительность цикла «начало исследований
- внедрение нового изделия», т.е. сокращается времяемкость инноваций. Обладание
знаниями и другими результатами, полученными на ранних стадиях
научно-технического цикла, позволяет фирмам быстрее освоить новую продукцию,
раньше выйти с ней на рынок и, соответственно, раньше начать получать прибыль.
Научные исследования часто позволяют расширить продуктовый ряд компании
(получить преимущества дифференциации), а иногда - и возможности параллельного
освоения нескольких продуктов, одновременного внедрения на нескольких рынках
одинаковой продукции. Нередко при обострении конкуренции на одном из сегментов
рынка обладание результатами исследований позволяет использовать их для
освоения новых сегментов.
Кроме того, можно отметить еще ряд целей, которые не называются в литературе.
В условиях отсутствия возможностей приобретения необходимых результатов научных
разработок на стороне у специализированных научно-исследовательских организаций
проведение собственных исследований может являться единственным
безальтернативным способом получения необходимых знаний, технологий и других
результатов.
Следует отметить, что нередко проведение внутрикорпоративных исследований
требует больших затрат, связанных как с оплатой труда высококвалифицированных
исследователей, так и с необходимостью создания дорогостоящей экспериментальной
базы, приобретением необходимой информации и другими расходами, общая сумма
которых превышает затраты на покупку необходимых результатов на стороне. В
таком случае мотивами проведения исследований собственными силами являются
желание сохранить в тайне результаты исследований и реализация прав
собственности относительно них.
В настоящее время фирмы все чаще рассматривают результаты исследований как
самостоятельный рыночный товар. Защищенные законодательством об авторских
правах результаты научных исследований позволяют получать прибыль при каждом
новом их использовании другими фирмами, в том числе конкурентами.
Организация проведения исследований собственными силами может представлять
собой альтернативу покупке результатов исследований на стороне по мотивам
экономии затрат на такие исследования, желания сохранить в тайне результаты
исследований, неудовлетворения сроками и качеством проведения исследований на
стороне.
Отсутствие возможностей получения необходимых результатов исследований со
стороны может быть обусловлено отсутствием требуемых направлений исследований
как таковых, нежеланием потенциального заказчика браться за данное направление,
принадлежностью специализированных организаций к стану потенциальных или
действующих конкурентов, наличием законодательных ограничений и другими
причинами.
Научные исследования компаниями проводятся и для того, чтобы «оторваться» от
компаний-имитаторов и в последующем «держать дистанцию» по отношению к ним.
Технические «изюминки», присутствующие в фирменной продукции, позволяют
потребителям отличать её от подделок, что даёт возможность поддерживать цены на
гораздо более высоком уровне по сравнению с изделиями-копиями, произведенными
полупиратским способом в третьих странах и внешне практически не отличающимися
от фирменных товаров. (Как правило, покупатели готовы платить более высокую
цену за «фирменный» товар, когда речь идет о дорогих изделиях, и важно получить
именно тот набор полезных свойств, за который платятся немалые деньги.)
Несмотря на то, что, по мнению большинства специалистов, при выборе фирмами
научно-исследовательских проектов доминирующими являются соображения
финансового и рыночного порядка, однозначно нельзя утверждать об устойчивой
связи между расходами на НИОКР и прибылью фирм, не обнаруживается и устойчивой
корреляции между прибылью и долей ученых в персонале фирм определённой отрасли.
Отмечаются и внерыночные мотивы проведения НИОКР. Например, говорится, что
большинство неудач с внедрением технологических инноваций в производство
специалисты объясняют тем, что инновации возникают на базе новых знаний, а не
потребностей [117, 62].
Наряду с тем, что в литературе большинство авторов напрямую связывают усиление
внимания фирм к проведению НИОКР и внедрению новшеств с запросами рынка для
удовлетворения существующего и перс