Ви є тут

Кинопроцесс в современном буржуазном обществе. (Критический анализ взаимодействия киноискусства и политического и религиозного сознания)

Автор: 
Разлогов Кирилл Эмильевич
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
405
Артикул:
134265
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава первая. СТРУКТУРА КИНОПРОЦЕССА И МЕТОДОЛОГИЯ 33
ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Место кино в культуре капиталистического общества 35
2. Системы производства и распространения фильмов 47
3. Общественный резонанс произведений экрана 67
Глава вторая. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ КИНОИСКУССТВА 75
1. "Вертикальная" типология культуры и кинематограф 76
2. Западный "политический фильм": идейно-художественные 100 проблемы и тенденции
3. Контркультура и экранное творчество 124
Глава третья. КИНО В ЗАПАДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ 158
1. Церковь и кино: конфликты и взаимодействие 159
2. функции и разновидности религиозных картин 184
3. Критика теологических концепций киноискусства 210
Глава четвертая. КИНОПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ 239
9
1. Кино в русле неоконсерватизма и реакции 241
2. Борьба прогрессивных сил в киноискусстве 300
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
343
356
3
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена теоретико-методологическим проблемам исследования современного кинопроцесса в контексте идейной борьбы в буржуазном обществе, в первую очередь в США и Западной Европе. Актуальность избранной проблематики определяется новыми задачами, которые ставит перед советским киноведением обострение международной обстановки, усложнение содержания и методов пропагандистской и контрпропагандистской деятельности.
Специфический ракурс, в котором рассматривается ниже кино Запада, а именно его взаимодействие с политикой и религией, обусловлен все более тесной и непосредственной связью искусства экрана с другими формами общественного сознания и деятельности и стремлением реакционных кругов использовать отжившие догматы веры для "обоснования" авантюристических политических акций, объявления "крестового похода” против социализма как общественной системы. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К.У.Черненко подчеркнул, что " последние годы были отмечены резкой активизацией политики наиболее агрессивных сил американского империализма - политики откровенного милитаризма, претензий на мировое господство, сопротивления прогрессу, нарушения прав и свободы народов"1. Буржуазное телевидение и кино являются важнейшими средствами пропаганды глобальной политической стратегии современного империализма.
В противовес прогрессивным силам, использующим литературу
■^Черненко К.У. Народ и партия едины. М., 1984, с. 22.
39
годы стал настолько очевиден, что его отмечали практически все исследователи, на каких бы общемировоззренческих позициях они ни стояли. Речь могла идти лишь о том, как относиться к этому факту. Даже в искусствоведческих кругах, где "элитарное" неприятие кинорепертуара оставалось господствующим, пробивал себе путь и более широкий взгляд. К примеру Эрвин Панофский писал в статье, впервые опубликованной в 1933 году и переработанной в 1947:
"Сегодня уже нет сомнений в том, что сюжетные фильмы не только являются "искусством" /не всегда, конечно, хорошим/, но и наряду с архитектурой, карикатурой и "коммерческим дизайном"
- единственным визуальным искусством, живущим органичной жизнью. "Киношка" восстановила тот динамический контакт между производством произведений искусства и их потреблением, который болезненно затруднен, если вообще не прерван, во шогих .других областях художественной культуры. Нравится нам это или нет, но именно кино формирует больше, чем что-либо еще, мнения, вкусы, язык, одежду, поведение и даже внешний вид публики, составляющей более чем 60 процентов населения земли. Если бы появился закон, запрещающий творческую деятельность всех серьезных лирических поэтов, композиторов, художников и скульпторов, то весьма мизерная часть публики это бы ощутила и еще меньшая -серьезно об этом пожалела бы. А случись такое с кино, социальные последствия были бы катастрофичны Это признание тем более знаменательно, что исходит оно из уст человека, посвятившего свою жизнь исследованию изобразительного искусства.
Приуменьшение роли традиционных искусств может показаться
1 Panofsky E. Style and medium in the moving pictures. - In: Film: an anthology. Berkeley etc., 1959, p. 16-17.
40
неправомерным, но ведь в условиях капитализма они реально оторваны от народа. Правда, автор лишь констатирует, что кино стало наиболее массовым и действенным видом художественного творчества вне зависимости от "просвещенных" отлучений теоретиков и отмежевывается от качественной оценки социальной функции кинорепертуара.
Между тем влияние кино на общество содержит в себе и позитивные и негативные моменты. Их разграничение представляет известные трудности, поскольку воздействие фильмов лишь относительно самостоятельно. Мир кинолент может быть только более или менее сильным катализатором либо тормозом общих социальных процессов. Так, расширение сети кинотеатров способствовало разрушению ограниченности провинциального быта и мышления, универсализации манеры существования и чувствования в очень широких пределах. Особенно характерны в этом смысле судьбы кино США. Анализируя ситуацию 20-30-х годов, известный американский социолог Даниэл Белл отмечает: "Вторым /после автомобиля - К.Р./ важнейшим орудием изменений в замкнутом обществе небольших городов было кино... В зале подростки не только получали удовольствие, но и учились. Они подражали кинозвездам, повторяли кинематографические шутки и жесты, перенимали тонкости взаимоотношений между полами, создавая таким образом налет утонченности. В своих усилиях выразить эту утонченность в действии, найти разрешение скрытой неопределенности и сомнениям в поверхностно самоуверенном поведении они следовали "не столько... примеру собственных осторожных родителей, сколько... окружающим альтернативным шрам ".
pBell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y.,I976,p.
В заключение Д.Белл цитирует исследование, посвященное трансформациям образа жизни в сведнем американском городе в 20-е годы: Lyûd П.S., Lynd Н.М. Middletown. H.Y., 1929.