Ви є тут

Ранние годы молдавского кино

Автор: 
Андон Виктор Данилович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
174
Артикул:
133462
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕН ИЕ.............................................. I
ГЛАВА I. КИНО МОЛДАВИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КРАЕ.
1. Первые киносеансы в Кишиневе................... 19
2. Национализация кинодела в крае. Кинематограф в годы гражданской войны и первые годы восстановления народного хозяйства................24
3. Развитие кино В Молдавии после образования МАССР.......................................... 38
4. Подготовка кадров для молдавского кино 42
ГЛАВА П. ЗАРОЖДЕНИЕ КИНОПРОИЗВОДСТВА В МОЛДАВИИ
1. Первый кинокорреепондентский пункт по МАССР.. 48
2. Экранная кинолетопись республики............54
3. Начало молдавского игрового кино..................68
4. Буржуазная печать Бессарабии о советском кино 80
5. Молдавское кино второй половины 30-х годов. Работа молдавских кинематографистов на киностудиях страны................................. 84
ГЛАВА Ш. КИНО МОЛДАВИИ ПОСЛЕ ОСВОБОВДЕНИЯ БЕССАРАБИИ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1. Год, равный десятилетиям........................ 95
2. В годы Великой Отечественной.................. 109
ГЛАВА 1У.НА ПУТИ К КИНОСТУДИИ. 1945-1952.................. 130
ЗАКЛЮЧЕН И Е.............................................. 155
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................ 160
ВВЕДЕНИЕ
История многих национальных кинематографий советских республик нашей страны уме написана. Книги о других находятся в стадии издания, о третьих - еще только пишутся.
К третьим относится и одна из самых молодых советских кинематографий - молдавская.
Поначалу все здесь казалось просто; в 1952 году организована Кишиневская киностудия хроникально-документальных фильмов, следовательно, с этой даты и начинается история молдавского кино. В опубликованных за последние годы первых исследованиях по истории молдавского кино'*’ поначалу так и делалось. Иногда, в порядке описания предыстории молдавской кинематографии, приводились данные о существовании на территории республики кинокор-респондентских пунктов, занимающихся выпуском киножурнала "Советская Молдавия", что несомненно имеет прямое отношение к зарождению и началу становления кинопроизводства в республике.
До недавнего времени было опубликовано лишь несколько статей по методологии и методике изучения истории многонащюналь-
О
ной советской кинематографии. Особенно мало подобных исследований по начальному периоду развития советских кинематографий.
* Андон В. Путешествие на "Молдова-филм". - Кишинев.; Картя мол-довеняскэ, 1968. - 144 с., ил.; Гибу Н. Заметки о молдавском кино. - Кишинев.:Реклама, 1968. - 1Й2 с., ил.; Иорданов И.
Кино советской Молдавии. - Кишинев.;Литература артистикэ,1968.
- 176 с., ил.
2 Зоркая Н., Козлов Л. 1925 - 1930: к методологии изучения пе-
риода. . В сб.: Зопросы киноискусства, вып.8.-М.: Наука,1964, с. 211-235.; Дробашенко С., Ханютин Ю. Сороковые: к методологии изучения периода . В сб.: Вопросы киноискусства, вып.II.
- !«!.: Наука, 1968, с. 131-150.
- 14 -
тенсивное формирование литературы, театра, живописи, музыки, без чего не могло успешно развиваться молдавское профессиональное киноискусство.
В рамках диссертации, в отдельный период следует выделить год, когда произошло освобождение Бессарабии от румыно-боярской оккупации и была образована Молдавская ССР /июнь 1940 - июль 1941/. В этот короткий срок был сделан значительный шаг в развитии культуры и искусства в этом крае.Год этот с полным основанием можно назвать историческим, когда была совершена подлинная революция в материальной и духовной жизни молдавского народа.
Только за один этот год в правобережных районах Молдавии было сделано в области культурного строительства больше, чем за все двадцать два года боярского господства. Осуществлена почти полная кинофикация края; началось дублирование кинофильмов на молдавский язык; в Кишиневе образовано Отделение "Укркинохрони-ки"; начата подготовка к съемкам художественного фильма "Котов-ский"; снят полнометражный документальный фильм "На Дунае"; начата работа над художественно-документальной лентой "Земля бессарабская" /сценарий Вс.Вишневского, режиссер Э.Шуб, оператор
Э.Тиссэ/.-1-
Отдельным параграфом в диссертации будет выделен и период Великой Отечественной войны.
Основной отличительной чертой этого периода в методологическом плане С.Дробашенко и Ю.Ханютин считают, что "...во время войны многонациональная советская кинематография выступает еди-
О
но, как общесоюзная кинематография."
1 Шуб Э. Крупным планом. - М.: Искусство, 1959, с. 171
2 Дробашенко С., Ханюткн Ю. Сороковые: к методологии периода .
В сб.: Вопросы киноискусства, вып. II. - М.: Наука, 1968,
с. 131;
- 15 -
На Центральной объединенной киностудии в Апиа-Ате, в Ташкенте, Баку и Тбилиси плечом к плечу работают кинематографисты Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, среднеазиатских республик, Закавказья."Школа ведущих советских мастеров, пройденная в эти годы молодыми художниками национальных республик, оказала большое влияние на их творчество в последующие ГОДЫ."^
К этому следует добавить, что работа над фильмом о молдавском национальном герое "Котовский", начавшаяся в 1941 году в Кишиневе, была завершена в 1942 году в Алма-Ате, куда' были эвакуированы все центральные киностудии.
Рецензируя картину "Котовский" в газете "Молдова сочиалис-тэ", молдавский писатель Д.Ветров отмечал злободневность картины в условиях продолжающейся войны с немецко-фашистскими захватчиками, ее связь с молдавскими преданиями о гайдуках, народность образа Котовского.^
В первые месяцы Великой Отечественной войны и в 1944 году, когда Молдавия была освобождена из под ярма оккупации, события на территории республики снимали многие фронтовые кинооператоры. Часть этих съемок была включена в картину "Победа на юге", повествующую о Нсско-Кишинезской операции, в отдельные номера кино-журналов и спецвыпуски. Другая часть осела в архивах кинолетописи. Эти бесценные кадры, запечатлевшие великий подвиг народов нашей страны в их борьбе с фашизмом, оказали огромное влияние на формирование молдавского документального кино послевоенных лет.
Вторая половина сороковых и начало пятидесятых годов названа историками восстановительным периодом. Тагам он был и для всего советского кино. В киноведении его часто еще называют пе-
1 Дробашенко С.Данютин Ю. Сороковые. - с. 131. о
Молдова сочиалистэ, 1943, 15 януарие.