ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие и основные функции предпринимательства в контексте социолого-экономичсского подхода
1.2. Проблемы ценностей и ценностных ориен таций в условиях эффективного поддержания рыночного хозяйства
1.3. Экономико-социологический и психологический подходы к анализу ценностей и ценностных ориентаций предпри н и мател ьства
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ЦЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1. Анализ формирования ценностей и ценностных ориентаций предпринимателей Запада социально-экономический подход
2.2. Анализ формирования ценностей и ценностных ориентаций предпринимателей Запада и России: экономический и социокультурный подходы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С переходом к рыночной экономике в России и других странах СНГ все народы не только были “отпущены на свободу”, но они сразу оказались в вакууме необязывающих ценностей.
Широко распротранилась общественная атмосфера всеобщего поиска путей обогащения, причем без всякого ограничения: “новой идеологией” стала “тотальная свобода”. Вся энергия людей направлена исключительно на экономическую сферу: выживание, на свой экономический рост, зарабатывание денег. Сегодня почти все стало измеряться деньгами: престиж, способности, успех, карьера. Каждый думает только о себе, о том, как получить максимум благ (в экономической теории - концепция “экономического человека”).
Присущая российскому народу духовность, гуманизм, идейность, альтруизм и многие другие ценности и значимые социокультурные качества неожиданно вытеснялись “на обочину" общественного развития. Для экономики, основанной на системе конкуренции, для человека как рыночного агента главное заключается в том, чтобы “быть лучше других”. В России ценностные ориентации стали заметно смещаться в индивидуалистическую и потребительскую сферы.
Мотивом и “мотором” российской рыночной системы стам выступать эгоизм, жажда наживы. Но эгоизм, не заключенный в определенные рамочные условия, часто не останавливается ни перед чем. Современная российская рыночная действительность дает массу примеров, когда “жажда наживы” ведет к преступлениям и наносит огромный ущерб самой идее предпринимательства в глазах общественности.
В данном контексте актуальность нашей темы исследования состоит в том, что без моральных норм как определенных рамочных условий нельзя в принципе поставить “эгоизм и жажду наживы" бизнеса на службу общим интересам всего общества.
Неизбежным следствием общего кризиса в России в ходе крайне противоречивых рыночных реформ стати не только тотатьная деидеологизация и глубокие ценностные изменения общественного сознания, но и упадок нравственности, атмосфера вседозволенности, которые, в свою очередь порождают нецивилизованные методы ведения бизнеса. Шансы и возможности, которые открываются при таких опрометчивых изменениях, используются, как правило, людьми без достаточных нравственных ограничений или потенциатьно преступными.
прибыли), что позволяет "делание денег" любым путем (в том числе спекулятивно-коммерческим, криминальным, взяткой и пр.) именовать предпринимательством. Подлинное предпринимательство -это довольно-таки многосложное (“полисемантическое'’) понятие, многофункциональное явление, и не столько экономическое, но и социальное, то есть направленное на достижение наиболее важных общественных ценностей, целей и интересов. Несомненно, что это явление также и глубоко ценностного, ценностно-ориентационного, и смысло-жизненного психологического порядка.
В последние годы в отечественной литературе все активнее разрабатывается научное понимание предпринимательства (бизнеса) как социально-экономического явления. которое трактуется как: 1) экономическая категория; 2) метод хозяйствования; 3) тип (модель) эконом ического мышления и поведения; 4) образ жизни; 5) профессия; 6) призвание; 7) фактор (условие) производства; 8) явление культуры; 9) инструмент социального преобразования; 10) система нравственно-этических ценностей 6. Как видим, фактор ценностей стоит в данном списке лишь “на десятом имеете”.
Обобщая различные точки зрения на социально-экономическую сущность данного явления, дадим ему следующее определение; предпринимательское поведение - это понятие, обозначающее специфический социокультурный вид активности рыночного субъекта (личности, менеджера, фирмы), связанный с возможностью самодостаточного распоряжения своей творческой деятельностью, редкими ресурсами и результатами труда по следующему спектру самореализации: принимать ключевые решения, нести персональную ответственность, организовывать, сохранять или изменять содержание инновационного, рискованною, самостоятельного, продуктивного поведения с целью извлечения дохода из элементов неопределености рыночной среды. Ментальность, или дух предпринимательства, связан с новаторским поиском, независимостью, инакомыслием, верой в свои силы, готовностью к риску, конкуренции и защите своих позиций на том или ином сегменте рынка. Ценностные ориентации в связи с этим имеют особое значение. Данная дефиниция отнюдь не исключает в качестве одной из целей предпринимательства получение прибыли; она как бы “растворяет" этот особый интерес в более
й См.: Королев В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 3992, №4.С. 134; С а в ч е н к о В. Феномен предпринимательства (экспериментальный курс). Там же, 1996, № 9, С. 45 50; Курс экономической теории / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. -. Киров, 1995. С. 217-221; и многие другие авторы.
13
значимом с социальных позиций его предназначении.
Реальная социально-экономическая практика российского бизнеса показывает, что возрожденное в конце 80-х гг., отечественное предпринимательство переживает мучительный и явно затянувшийся процесс своего нового становления, если предыдущим считать короткий и насильственно прерванный период попа. Но у нас вместо настоящего и подлинного предпринимательства, как справедливо утверждают некоторые авторы, - "олигархическо-номенклатурный капитализм с сильнейшим криминальным привкусом" 7, и, значит, с соответствующими “предпринимательскими ценностями'’.
Если в России на макроэкономическом уровне управляющие воздействия государства, связанные с сохранением социальноструктурного качества предпринимательского слоя, должны осуществляться в виде точного регулирования элементами антимонопольной, начоговой, бюджетной, кредитно-денежной, антиинфляционной политики, то на социетальном уровне аналогичные управляющие воздействия приобретают формы лоббирования, то есть предоставления “легальных услуг” по взаимодействию с государственными органами с целью создать эффективные условия предпринимательской деятельности на различных уровнях - фирмы, отрасли, группы отраслей. Отсюда и соответствующие формы реакции: если крупные частные структуры имеют большие возможности для того, чтобы хорошо оплачивать "услуги" тех, от кого зависит выдача льготных кредитов, лицензий, экспертных заключений, подготовка и осуществление правовых актов: и если государственное предпринимательство "без проблем" выходит на Президента РФ, правительство и парламент, имея своих прямых представителей в президентской команде, федеральном
правительстве, свои "группы давления" в Совете Федерации и Госдуме, то малый бизнес не имеет ни того (т.е. не располагает крупными финансовыми средствами), ни другого (т.е. не имеет развернутых структур лоббирования), потому вынужден влачить довольно жалкое существование по сравнению с такими формами предпринимательства, которые обладают влиянием на власть. Специфика российского предпринимательства состоит в том, что в каждом предпринимательском секторе складывается своя хозяйственная среда: если государственное и крупное частное предпринимательство плотно взаимодействует с политической элитой, ведя межгрупповую борьбу за влияние на нсс, подавляя скорее политически, чем конкурируя экономически, реальных и
‘См.: Век, 1997,№7(224).
- Київ+380960830922