Ви є тут

Социально-трудовой потенциал работников инновационной сферы экономики : региональный аспект

Автор: 
Годунова Юлия Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304679
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретические основы социологического анализа инновационной сферы экономики.................................................12
1.1 Социологические подходы к исследованию инновационных систем в условиях модернизации.....................................................12
1.2 Инновационный потенциал рабочей силы в научно-исследовательской сфере деятельности.......................................................36
Глава 2. Социальное развитие трудового потенциала работников инновационной сферы в регионе (на примере Пензенской области).............79
2.1 Социальные аспекты инновационного развития современного российского региона...............................................................79
2.2 Диагностика состояния и развития социально-трудового потенциала 103
Заключение.......................................................122
Библиографический список.........................................133
Приложение.......................................................147
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях основой динамичного социально-экономического развития выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень конкурентоспособности страны и перспективы её развития на многие десятилетия вперёд.
Трансформации ХХ-Х1 вв. способствовали построению и развитию инновационной экономики, которая откроет дорогу к постиндустриальному технологическому способу производства, позволяющему многократно повысить производительность труда.
В условиях социально-экономического развития актуальным представляется изучение инновационного сектора экономики, который определяется как информационный, основанный на наукоёмких и компьютерных технологиях, конкурентоспособности и гибкости.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо увеличить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний, преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.
При этом инновационная деятельность может быть успешной только при наличии высококвалифицированного, высокоинтеллектуального, высокопроизводительного персонала. Наиболее серьезными проблемами в этой сфере являются низкий уровень заработной платы, низкое материально-техническое оснащение и снижение престижности профессии. Существующий уровень заработной платы, социальная инфраструктура (наличие дет-
3
ны в трудах зарубежных и российских учёных - С. Брауна [149], А. Е. Когута [154], Г. Менша, Й. Шумпетера [140], Р. Эренберга [143], А. Е. Варшавского [16], А. А. Гордиенко [27], Н. Кондратьева, С. Кузнеца, А. Л. Сергеева [105], И. В. Снегирева [70], П.Сорокина, Ю.В. Яковца [147] и др.
Под инновациями (нововведениями) понимается использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной ее сфере.
Впервые внимание научной общественности к нововведениям и их роли в развитии экономики привлёк Й. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., он рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли, а предпринимателями автор называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [140, С. 169-170]. Он использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменение с целыо внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [19]. Он также показал, что их источником является научно-исследовательская деятельность корпораций, являющаяся главным фактором конкуренции. При этом главной доминантой становится творчество человека, новатора-предпринимателя, способного воплотить новые идеи в эффективные экономические решения.
Б. Санто в своих работах определяет инновацию как «общественный -технический-экономический процесс, который через использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий» [104].
Ф. Валента, исследуя проблему управления нововведениями на предприятии, рассматривает инновации как изменение в первоначальной структуре производственного организма, то есть переход его внутренней структуры к новому состоянию. Причем это изменение в функционировании
14
предприятия как системы носит целевой характер. В. Кингстон считал, что научное открытие представляет собой идею, новшество - подтверждение идеи, инновация - преобразование идей в конкретный предмет.
П. Друкер отмечал, что «знание стало ключевым экономическим ресурсом и доминантой — и возможно даже единственным источником конкурентного преимущества» [150, с. 271]. «Увеличение производительности на основе знания представляет большую задачу менеджмента XX века, наравне с инновациями и увеличением производительности при сплошной индустриализации процессов ручного труда» [151]. В связи чем, П. Друкер различал понятия «научное открытие», «новшество» и «инновация». Под научным открытием он понимал добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество у П. Друкера - это новая техническая возможность. Инновация - результат влияния новшества на жизнь людей.
В. Хиппель понимал под новшеством новый продукт или процесс, под инновацией - применение нового продукта или процесса на практике.
Изначально, подходы к изучению инноваций были экономическими.
Однако анализ существующей литературы по инновациям позволил выделить две концептуальные трактовки этого понятия: экономическую и социальную. Экономическая трактовка понятия «инновация» подразумевает создание нового продукта, новой технологии. Для создания нового продукта требуются инвестиции, или накопленный собственный капитал.
По мнению ведущих экономистов, инвестиции делают инновации эффективнее, и благодаря инвестициям инновации быстрее и успешнее осуществляются.
Сочегание инноваций с инвестициями повышает конкурентоспособность продукта, услуги, приводит к изменениям хозяйственных связей. Изменения в хозяйственных связях влияют на процессы управления, на протекание экономических коммуникаций [155, С.61].
15