-2-
Оглавленне.
Введение 3 '
Глава 1. Предпринимательский слой как социально-экономическое явление. 21
1.1. Специфика предпринимательства и сущность предпринимательского слоя. 21
1.2. Предпринимательский слой как социальная система, его структура. 45
Глава 2. Функции предпринимательского слоя и его взаимодействие с другими социальными группами. 60
2.1. Социально-значимые экономические функции предпринимателей. 61
2.2. Социальные функции предпринимателей. 76
2.3. Конкуренция - необходимое условие успешного выполнения предпринимательским слоем социально-значимых функций. 93
2.4. Социологическая концепция социальной солидарности и практика социального партнерства. 107
Глава 3. Российское предпринимательство - история и современность. 124
3.1. Исторические корни и возрождение российского предпринимательства. 124
3.2. Основные тенденции современного развития предпринимательского слоя в России. 150
3.3. Факторы, влияющие на развитие предпринимательского слоя. 190
Заключение. Основные выводы. 246
Список использованной литературы. 260
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В любом обществе с рыночной экономикой решающая роль в хозяйственной жизни, а потому и важное место в системе социально-экономических отношений принадлежит людям, занимающимся различной предпринимательской деятельностью, использующим в этих целях принадлежащий им капитал. В своей совокупности они образуют большую социальную группу — предпринимательский слой.
В российском обществе он также закономерно стал формироваться, как только в стране началось создание рыночной экономической системы. Ее утверждение идет крайне тяжело. Не только не произошло повышения эффективности экономической деятельности по сравнению с ранее существовавшей (и справедливо критиковавшейся за ее неэффективность) командной, планово-распределительной системой, но экономика впала в глубокий кризис, выхода из которого пока не видно. Выяснение причин этого является чрезвычайно важной задачей как для выработки рекомендаций по преодолению отмеченных кризисных явлений в отечественной экономике, так и для разработки общетеоретических представлений о закономерностях перехода от одной, названной выше социально-экономической системы к другой, к свободной, рыночной экономике, где бы такой переход не совершался.
Несомненно, действием какой-то одной причины нельзя объяснить колоссальные трудности этого перехода, сопровождающих его кризисных явлений, приводящих хозяйственную жизнь страны на грань полного распада. Этот сложный процесс требует исследования с разных сторон. Но никак нельзя отрицать действие такой причины как неспособность, неумение, неэффективная либо даже
-26-
Второй принципиальный вопрос, который касается трактовки сути предпринимательского слоя и статуса объединяемых им субъектов, вызывающий необходимость развернуть дискуссию, касается критериев, в соответствии с которыми люди могут быть отнесены к предпринимательскому слою. Иначе говоря, каковы границы этой социальной группы, кого она охватывает.
В зарубежной социологии, а в последнее время и у нас оказалась очень рас-пространенной трактовка, идущая от И. Шумпетера, П. Друксра (Дракера) и некоторых других теоретиков предпринимательства XX века, согласно которой предпринимательством может считаться не всякая самостоятельная, т.с. ведущаяся на собственные средства и на собственный риск производственно-коммерческая деятельность, а лишь такая, которая характеризуется инновационными чертами, в ходе которой создается что-то новое. Следовательно, не всякий бизнесмен, капиталист, хозяин предприятия - большого или малого - может считаться предпринимателем, может быть отнесен к предпринимательскому слою (классу и т.п.)
Основы такой концепции можно увидеть уже у некоторых известных политэкономов прошлого, в частности, у Ж. Сэя, который пытался провести различия в функциях предпринимателя и капиталиста1. Но наиболее развернуто эта концепция была представлена уже в XX веке, прежде всего в трудах Й. Шумпетера. Вся его теория предпринимательства строится на понимании сути этого явления как инновационной деятельности. Оно заключается в осуществлении новых комбинаций в производстве или обращении или внедрении различных нововведений. Если в процессе производства не осуществляется никаких «новых комбинаций», то говорить о предпринимательской деятельности нет оснований. При этом понятием «осуществление новых комбинаций» задаются форма и содержание экономического развития, а именно - производство нового неизвестного потребителям блага или создание его нового качества, внедрение новой технологии, ос-
1 См. СэЙ Ж.Б. Теория сбыта СПб. 1896
-27-
воение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведение организационных изменений хозяйственных форм.1
Предприниматель прокладывает новые пути, осуществляя новые комбинации, по следующим направлениям: (1) создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или переработка прежнего блага в благо принципиально нового качества; (2) введение нового, еще не применявшегося ранее в данной отрасли, промышленного способа производства; (3) завоевание нового рынка сбыта, нового сегмента рынка сбыта, или более широкое использование прежнего рынка (сегмента) сбыта; (4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов — безразлично, известных или неизвестных ранее; (5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии; (6) предприниматель не должен непременно сам лично создавать вышеуказанные возможности: его дело суметь заставить, или «замотивировать» или «использовать их»2. 11роизводство новых благ, применение новых способов производства, коммерческое использование благ существующих, освоение новых источников сырья, изменение отраслевой структуры - это и есть новые виды «новых комбинаций» экономического субъекта. Всем этим экономическим новаторством и занимаются, по мнению этого автора, на практике предприниматели.
Шумпетер исходил из того, что функции предпринимателя кардинально отличаются от роли как капиталиста, так и рабочего: предприниматель изначально не имеет капитала и не продает свой труд. Зато он обладает такими качествами, как организаторские и лидерские способности, инициативой, способностью идти на риск. Благодаря такому институту частной собственности, как кредит, предприниматель мобилизует факторы производства и, получив их в распоряжение, осуществляет инновационную деятельность. При отсутствии такой деятельности, в абсолютно уравновешенной стационарной экономике устанавливается повто-
См. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982,с. 159
2 См. Шумпетер Й. Цит. соч 100,111
- Київ+380960830922