Ви є тут

Образование и труд в системе ценностных ориентаций молодежи в аномическом обществе

Автор: 
Печеркина Ирина Федоровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000319049
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Ценностные ориентации личности как предмет социологического исследования........................................................13
1.1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы ценностных ориентаций личности......................13
1.2. Факторы формирования ценностных ориентаций личности в аномическом обществе.........................................50
Глава 2. Процесс формирования ценностных ориентаций молодежи в
условиях аномии.............................................74
2.1. Образование в системе ценностных ориентаций молодежи....74
2.2. Работа в системе ценностных ориентаций молодежи..........99
2.3. Влияние социального статуса родителей на ценностные ориентации молодежи в сфере труда и образования.............119
Заключение.........................................................131
Литература.........................................................137
Приложения.........................................................144
Введение
Изучение ценностного сознания молодежи - актуальная задача во все времена, но особую значимость оно приобретает в кризисные этапы, когда происходят радикальные перемены в массовом сознании, нет ясных и четких представлений о должном и правильном, когда будущее неопределенно и трудно прогнозируемо.
Все значимые социальные явления и процессы тем или иным образом преломляются в сознании людей, находят отражение в форме определенной структуры ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов. Молодежь особенно чутко реагирует на социальные изменения, откликается на малейшие перемены в общественной жизни, духовной культуре, экономической деятельности. Молодые люди устремлены в будущее, полны решимости воплотить в жизнь собственные представления, надежды, мечты. Исследуя состояние современного молодежного сознания, мы как бы «заглядываем в будущее», можем с достаточной долей вероятности прогнозировать направление общественного развития.
Ценности образования и труда - стержневые ценности, которые определяют многие аспекты социальной активности индивида. Они являются ориентиром в выборе жизненного пути, основанием для оценки и избрания той или иной жизненной стратегии, адаптации к меняющимся социальным условиям, фундаментом трудовой мотивации. Отношение к образованию, мотивы поступления в вуз, представления об идеальной работе, основания выбора профессии и требования к будущей работе - все это важные вопросы, заслуживающие самого внимательного рассмотрения. Именно в молодежной среде идет процесс формирования новой трудовой идеологии. Ценности, складывающиеся в молодежном сознании сегодня, совсем скоро будут реализованы в реальной жизненной практике, и от того, каковы они, зависят будущие характеристики всего общества.
3
В социально-психологической науке понятие «ценностные ориентации» соотносится с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека, а также их регуляцию. Большинство западных исследований ценностных ориентаций проводится именно в рамках социальной психологии. Здесь это понятие чаще всего применяется «для объяснения особенностей поведения отдельного индивида в определенных условиях окружающей среды, его реакций, предрасположенности действовать определенным образом» [157, с. 107]. Ценностные ориентации тесно связываются с проблемой аттитюда («attitude» - обозначение определенной готовности к реакциям на соответствующие сферы деятельности), причем ценностные ориентации иногда понимаются как «более широкий» аттитюд, а иногда как элемент аттитюда.
В контексте социологического анализа «ценностные ориентации» чаще всего соотносятся с категориями «норма», «ценность», «социальное действие». В конкретных социологических исследованиях ценностные ориентации, как правило, изучают в связи с мотивацией, вопросами управления деятельностью людей и их объединений, возможностью прогнозирования поведения отдельных социальных групп, необходимостью выявления изменений в общественном сознания и тенденций развития общества в целом. Социологи подчеркивают, что ценностные ориентации - достаточно сложное образование, с помощью которого можно выразить и детерминацию личности социальным целым, и внутренние источники ее социальной активности [134, с. 31; 4, с. 70-71].
Возникновение понятия «ценностные ориентации» связывают с именами У. Томаса и Ф. Знанецкого и их знаменитой работой «Польский крестьянин в Европе и Америке», хотя оно и не получило у этих исследователей достаточно строгой дефиниции. Для указанных авторов характерна интерпретация ценностных ориентаций в качестве социальных установок личности (attitude), регулирующих ее поведение. Они вводят это понятие для обозначения
14
«субъективных ориентаций индивидов ... на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения» [122, с. 419]. Социальные установки эти ученые связывали с понятием ценности. Они подчеркивали, что, изучая установки, всегда необходимо учитывать социальные ценности. А, исследуя ценности, не следует абстрагироваться от связанных с ними установок [150, с. 344]. Ценности, согласно У. Томасу и Ф. Знанецкому, это «... любой факт, имеющий доступные членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности» [150, с. 343]. Исследователи соотносили ценности с более явными и формальными правилами поведения, посредством которых «группа стремится сохранить, отрегулировать и сделать наиболее общим и повторяющимся соответствующий тип действия своих членов...» [150, с. 345]. Ценности имеют определенное содержание и значение общее для членов социальной группы и регулируют поведение ее членов. Интернализация ценностей вызывает конформное поведение индивидов в отношении установленного образца социального поведения.
Социальная установка определяется авторами как индивидуальный эквивалент социальной ценности. По отношению к индивидам ценности выступают как предметы их установок. Они имеют внешний объективный характер, и являются объективной стороной установки, а установка - это индивидуальная, субъективная сторона социальной ценности. Следовательно, согласно У. Томасу и Ф. Знанецкому, ценности проявляются как объективный ориентир поведения и деятельности человека. А установка - это субъективная ориентация индивида по отношению к ценностям [150, с. 344].
В современной западной социологии понятие «ценностные ориентации» получило очень подробную разработку в таком направлении как структурный функционализм. У главного его представителя, Т. Парсонса, ценностные ориентации являются составной частью теории социального действия.
15