Ви є тут

Экология человека : Социально-экономический анализ

Автор: 
Кармаев Николай Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269897
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
2
ВВЕДЕНИЕ 4
Г ЛАВА 1. Человек в социально-природной системе 8
1.1. Человек в системе экономических связей 8
1.2. Биологические и социальные аспекты
экологии человека 37
ГЛАВА 2. Главные социально-экологические
измерения человека 68
2.1. Сущностные аспекты социально-природного
бытия человека 68
2.2. Специфические особенности социоприродного
бытия человека 83
2.3. Уровень здоровья как главный критерий
экологического благополучия человека 91
ГЛАВА 3. Экология человека и производственная среда 116
3.1. Экология человека и экономика 116
3.2. Технико-экономические условия оптимизации
экологии человека 125
3.3. Стоимостные и потребительностоимостные
основы оптимизации экологии человека 133
ГЛАВА 4. Экология человека и социальная среда 162
4.1. Экологические аспекты общественного
воспроизводства 162
4.2. Социально-демографические проблемы экологии человека 176
4.3. Формирование экологически приемлемого образа жизни 206
ГЛАВА 5. Особенности формирования экологического сознания и экологическою поведении
5.1. Экологическое мировоззрение в системе
мировоззренческих идей
5.2. Социологический анализ формирования экологического
сознания и поведенческих стереотипов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
223
223
236
259
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
261
27
ры, а также определять величину затрат, способных повысить состояние здоровья на необходимый уровень.
Таким образом, экология человека будет адекватно отражать социо-природные связи человека, когда будет учитываться индивидуальный уровень, а также когда социальные отношения и связи человека рассматриваются как производные от общественных условий, объективных, а с другой стороны, сформированных самим человеком, способствующих его выживанию и самореализации. На уровне отдельного индивида эти начала не должны противоречить друг другу. Например, не так давно в нашей стране считалось, что всестороннее развитие личности можно обеспечить путем использования соответствующей идеологии и соответствующих общественных отношений, а самоустремленность личностй мало кого интересовала. В результате, абсолютизация общего (объективных отношений, общества, идеологии) над частным (его ценностными ориентациями, поступками) приводили, как правило, к неожиданным результатам.
На сегодня наименее разработанными следует считать вопросы, связанные с духовными аспектами жизнедеятельности человека.
Можно согласиться с мыслью, что если мы хотим дать счастье, здоровье человеку, обеспечить его гармоничное развитие, мы должны стремиться не только к удовлетворению его простейших потребностей, а к такому его настрою, который стал бы основой его самопрограммирования. На формирование гармоничного отношения к окружению, соответствующего экологии тела, не позволяющей бесполезной или вредной материи, энергии или информации поступать в организм, нарушая происходящие в нем процессы. На формирование собственной личности не на основе ложных систем ценностей или потребностей биологического характера. На экологически грамотное формирование перспективы жизни, избегая экстравагантные или вредоносные идеалы.
Как показывает жизнь, многие нарушения здоровья человека, его неблагополучие, чаще всего основывается не на отсутствии достаточного ме-
28
дицинского обслуживания, а скорее на поведенческих предпочтениях самого человека. Так проблемы алкоголизма, наркомании - это скорее болезни человеческой души, чем тела. Человек старается убежать в мир иллюзий чаще по той причине, что реальность потеряла смысл. Не случайно массовый характер подобные явления приобретают в больном обществе, когда обществом утерян идейный стержень, размыты системообразующие системы ценностей. Когда направленность функционирования общества (социальных институтов, организации, систем ценностей) игнорирует человека, его свободу, интересы, потребности, человек как существо духовное в таких ситуациях старается найти опору в различных тоталитарных сектах, религиях, в преступных неформальных объединениях и т.д. А порой человек, как носитель сознания, в процессе социализации приобретает определенность (самосознание, миропонимание) и в соответствии с ней начинает жить, формировать свои отношения к окружению и к самому себе. Тем самым, человек, оформившись как личность, предстает как активный, творческий и может совершенствовать себя как духовно, так и психически и физиологически.
На наш взгляд современное состояние экологии человека требуют дополнительного рассмотрения трех групп специфических связей и отношений человека с окружением: медико-биологических, социально-экономических и социатьно-личностных. Их комплексность следует рассматривать в контексте духовности и в первую очередь в контексте активности самой личности по собственной самореализации. Но подобные усилия могут быть эффективными лишь в условиях осознания объективных свойств окружающей среды. Так общепризнанные стандарты общества могут выступать и в виде объективных условий и четко адресно-направленных предписаний. Подобные обстоятельства предопределяют степень реальной свободы человека в определении эффективных его альтернатив по самореализации. То же самое и биологические факторы окружающей среды, которые могут иметь как популяционный, так и индивидуальный уровень. Поэтому назначение экологии человека, одна из ее задач состоит в том, чтобы человек на основе знаний, в