Ви є тут

Социально-организационное проектирование института государственной службы

Автор: 
Яковлева Юлия Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271809
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы социально-организационного проектирования
§1.1. Опережающее отражение действительности как
фундаментальный принцип социального проектирования...................................... 19
§ 1.2. Обоснование принципов социальноорганизационного проектирования 38
§ 1.3. Социальный вектор проектирования
организационной структуры и культуры государственной службы.............................. 54
ГЛАВА II. Параметры проектирования государственной службы как социального института
§2.1. Ключевые параметры проектирования социального
института-организации.............................. 76
§ 2.2. Доминирующие тенденции социалыю-
ортнизационного проектирования государственной службы............................................. 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................... 141
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 143
ПРИЛОЖЕНИЕ
153
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вызовы XXI века,
современные требования к структурам и социальным механизмам государственного управления делают особо актуальным проектирование государственной службы Российской Федерации. Чтобы сделать государственную службу эффективной, важно сориентировать ее на новые потребности граждан с учетом реальных процессов глобализации и информатизации мирового сообщества, внести необходимые
коррективы в формирующуюся систему государственной службы.
Специфика нынешней российской государственной службы - в преимущественной ориентации на власть. Проектирование
государственной службы учитывает превращение ее в открытый, динамичный, взаимодействующий с обществом социальный институт, отзывчивый к нуждам граждан, эффективно выступающий на рынке государственных и муниципальных социальных услуг. Для этого необходима разработка социально-организационных механизмов взаимодействия института государственной службы с другими институтами государства и гражданского общества. Критерием эффективности социально-организационного проектирования государственной службы как института является степень удовлетворения интересов и потребностей граждан. От реального поворота государственной службы к гражданам зависит решение «ключевого вопроса любой власти» - «доверия граждан государству»1.
Для того, чтобы Россия развивалась как социальное государство, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"2, в результате
1 См.: Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. - М., 2001. С.9.
2 Конституция Российской Федерации. - М., 1993. С.6.
15
«ролей-предписаний». Опираясь на понимание института государственной службы как административного института реализации функций государства, диссертант определяет основные функции данного института: административное государственное управление; производство государственных социальных услуг (сервисная функция); функция организации и самоорганизации.
3. Выдвинута система принципов социально-организационного проектирования, отражающая доминирующие тенденции развития российской государственной службы: принцип опережающего отражения социальной действительности как фундаментальный принцип социального проектирования; общие принципы социальноорганизационного проектирования (социальной детерминации, научной обоснованности, приоритетности, дополнительности, альтернативности, социального недопроектирования); частные принципы социальноорганизационного проектирования (поддерживающие и ограничивающие, иерархических уровней).
4. Проанализированы и реализованы ключевые параметры социально-организационного проектирования института
государственной службы: экстраполяция на основе реального анализа нынешнего состояния российской государственной службы («проектирование от достигнутого»); реальный анализ доминирующих тенденций ее будущего развития («проектирование от необходимого и возможного»); установление системы запретов и императивов в становлении качественно новой системы государственной службы («проектирование от того, чего не должно быть»). Данные параметры выступают алгоритмом социально-организационного проектирования института государственной службы.
5. Выявлены доминирующие тенденции социальноорганизационного проектирования института российской
16
государственной службы. Среди них - ориентация на основе мировых тенденций и отечественной демократической традиции на поворот государственной службы к гражданам, превращение ее в эффективный способ связи государства и гражданина; обеспечение эффективного взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества, с муниципальной службой; развитие государственной службы как субъекта российского рынка социальных услуг для населения; обеспечение конструктивного взаимодействия государственной службы как административного института с политическими институтами государства.
6. Обоснована необходимость разработки проблем «идеологии управления», «идеологии организаций» в системе ценностных ориентаций и приоритетов, определения «вектора идеологического развития» института государственной службы. Своеобразным «каркасом» государственной идеологии, ценностной ориентации института государственной службы выступает конституционная характеристика российского государства как демократического, правового, социального, светского.
7. Выявлена система ограничений и запретов (запреты, относящиеся к государственной службе в целом; организационноструктурные запреты, относящиеся к государственной службе; запреты, относящиеся к кадровому корпусу; запреты для руководителей; запреты, относящиеся к профессиональной деятельности государственных служащих; морально-этические запреты), выдвинуты важнейшие императивы социально-организационного проектирования института государственной службы (в их числе - «преодолеть разрыв, существующий между политическим и административным управлением», «следовать нравственному императиву», «смотреть в будущее, уже сегодня решать глобальные проблемы завтрашнего дня»).